Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Президент наметил основные векторы развития образования и науки

22 февраля 2019 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию обозначил основные направления развития страны на ближайшие годы. 

В сфере высшего образования, науки и технологий глава государства отметил необходимость цифровизации учебных процессов и подготовки современных кадров для решения крупных научно-технологических задач, развития высокотехнологичных отраслей и реализации амбициозных научно-технологических программ, в том числе в области генетических исследований и искусственного интеллекта, и создания научно-образовательных центров мирового уровня.

Перед российской высшей школой стоит задача совершенствования образовательных программ и подготовки специалистов нового поколения, способных обеспечить и поддержать научно-технологический прорыв. «Нам необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно обеспечить широкое внедрение обновленных учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для тех отраслей, которые еще только формируются», – заявил Владимир Путин.

Ведущие российские вузы работают в этом направлении, став платформой опережающей профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих мультидисциплинарными знаниями и навыками. Так, для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологийпо приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и повышения конкурентоспособности особое внимание в университетах – участниках Проекта 5-100 уделяется модернизации образовательных программ и подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, открываются новые направления подготовки. Внедряются новые образовательные технологии, создается цифровой обучающий контент (онлайн-курсы, симуляторы, виртуальные лаборатории и т. д.), осуществляется визуализация учебной информации, ведется профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей для работы с новыми технологиями. При этом разработка вузами собственных проектов в области цифрового образования позволяет, с одной стороны, улучшить качество обучения, с другой – повысить узнаваемость университета в России и за рубежом. Например, в ТГУ был создан Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, который решает задачу экспертного сопровождения – помогает преподавателям органично интегрировать онлайн-формат в их курсы. В марте 2018 года на базе Сеченовского Университета был открыт Институт электронного медицинского образования (ИЭМО). Институт объединил подразделения университета, включенные в систему электронного и симуляционного обучения, и стал единой площадкой для всех категорий обучающихся от школьников до врачей.

В своем послании президент напомнил и об экономических задачах, на которые стоит обратить внимание. В числе приоритетов – опережающий рост производительности труда, прежде всего на основе новых технологий, а также формирование конкурентоспособных отраслей и как результат – увеличение несырьевого экспорта.

Эксперты отмечают, что одна из ключевых проблем в связке экономики и образования – это подготовка специалистов в области высокотехнологичного предпринимательства. Решить одну из задач современного инженерного образования – развитие у студентов естественно-научных и технических специальностей предпринимательского мышления, которое является важным условием соответствия выпускников требованиям современного рынка труда, – помогут российские вузы. От мастер-классов и консультаций до хакатона, от курсов технологического предпринимательства, интегрированных в вузовские программы, до создания программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для предпринимателей, владельцев и руководителей компаний и организаций – в ведущих российских вузах развитию предпринимательства уделяется особое внимание. Здесь открываются технологические кафедры и разрабатываются стандарты и методы оценки, которые в ближайшем будущем позволят принимать у студентов стартап-проекты вместо дипломов. Эта уникальная практика внедрена и в ряде университетов – участников Проекта 5-100: ДВФУ, Университете ИТМО, БФУ им. И. Канта и МФТИ. В первом из них еще в 2017 году в качестве дипломной работы студенту засчитали бизнес-проект, ставший впоследствии резидентом «Сколково» и привлекший инвестиции в размере 10 млн руб.

По словам президента, в России формируется колоссальный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию. «И это без преувеличения исторические возможности для качественного роста российского бизнеса, для машино- и станкостроения, микроэлектроники, ИТ-индустрии, других отраслей... Сейчас время для смелых инициатив, для создания бизнесов и производств, для продвижения новых продуктов и услуг. Причем волна технологического развития позволяет расти и завоевывать рынки очень быстро», – сказал Владимир Путин. Для обеспечения российской промышленности инновациями активно развивается сотрудничество между университетами, производственными предприятиями и технологическими компаниями.

Уделил глава государства внимание и развитию научной инфраструктуры, отметив: «Сейчас нам предстоит осуществить новые амбициозные научно-технологические программы. Уже подписан указ о генетических исследованиях, такую же масштабную программу национального уровня предлагаю запустить и в области искусственного интеллекта. К середине следующего десятилетия мы должны войти в число лидеров по этим научно-технологическим направлениям, которые, безусловно, будут определять будущее всего мира и будущее России. Для реализации подобных проектов необходимо ускорить создание продвинутой научной инфраструктуры».

Специалисты отмечают, что идея запуска национальной программы в области развития искусственного интеллекта актуальна и своевременна. В мире внедрение подобных технологий, позволяющих решать широкий круг задач, стало одним из приоритетов на уровне как коммерческих предприятий, так и государства. В России же проведение исследований и подготовка специалистов в этой области пока осуществляются в рамках лишь нескольких программ и проектов. Реализуются они, в частности, и на базе вузов из Проекта 5-100: МФТИ, Университета ИТМО, КФУ и МИФИ. Обмен опытом и выработка совместных решений в сфере искусственного интеллекта должны стать одной из важнейших задач для бизнеса, законодателей, научного сообщества и государства.

В нынешнем году интеграция образования, науки и бизнеса в регионах начнет приобретать новые формы: в России возникнут научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), работающие на основе современной модели развития исследований и разработок. «В течение трех лет такие центры будут созданы в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе первые пять – в этом году. Три из них: в Тюменской и Белгородской областях и в Пермском крае – находятся в высокой степени готовности и в этом году должны быть запущены», – заявил Владимир Путин. 

Как сообщило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, НОЦ – это объединение образовательных организаций высшего образования и научных организаций (без образования юридического лица) вне зависимости от их ведомственной принадлежности с организациями реального сектора экономики, проводящих научные исследования и разработки мирового уровня. 
При этом среди ключевых целей НОЦ Минобрнауки России выделяет создание комфортных условий для обеспечения исследований и разработок мирового уровня, получения новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализации, подготовки кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки и технологий по приоритетам научно-технических разработок.

Отметим, что 7 мая 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом поставлена задача по созданию не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Создание 15 НОЦ запланировано в рамках реализации национального проекта «Наука», разработанного во исполнение майского указа, оно пройдет на конкурсной основе и будет реализовываться поэтапно: по пять НОЦ планируется создать в 2019, 2020 и 2021 годах.

В паспорте нацпроекта «Наука» указано, что результатами создания НОЦ станут разработка технологий, продуктов, услуг для не менее 250 крупных или средних российских компаний; обучение не менее 10 000 специалистов по разработанным в центрах образовательным программам; увеличение объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных средств компаний – участников НОЦ не менее чем в два раза к 2024 году.