Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов

10 декабря 2018 года

Россия вошла в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов. Более половины всей общемировой студенческой мобильности приходится на США (19%), Великобританию (8%), Австралию (7%), Францию, Германию и Россию (по 5%). Таковы данные Института статистики ЮНЕСКО. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек. Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз.

Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг – одна из приоритетных задач Правительства РФ. Ответом на вызовы, стоящие перед российской системой образования, стала реализация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» и Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100). Глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования – приоритетные цели национального проекта «Образование».

«Экспорт образования – это не только и не столько возможность заработать для университетов, а прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширения культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», – подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил глава правительства. По его мнению, в ближайшие годы конкуренция за иностранных студентов во всем мире будет усиливаться.

Реализация Проекта 5-100 и проекта развития экспортного потенциала уже привела к ощутимым результатам. Эксперты обращают внимание на то, что в сфере экспорта российского образования целевые показатели по набору иностранных студентов и по привлечению внебюджетных средств в национальную экономику были выполнены в 2017 и 2018 годах. Так, в 2017 году количество иностранных обучающихся в вузах, входящих в консорциум вузов – экспортеров высшего образования, составило 220 тысяч человек. В 2018 году количество иностранных обучающихся в университетах уже увеличилось до 240 тысяч человек. Доходы от привлечения в российские вузы иностранных студентов составили в 2017 году более 84 млн рублей, в 2018 году – более 96 млн рублей.

По данным экспертов ФГАНУ «Социоцентр», количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, с 2004 года увеличилось более чем в три раза. «При этом в 5,5 раза увеличилось количество обучающихся на заочной форме обучения, а в 2,7 раза увеличилось количество обучающихся на очной форме обучения», – отмечает заместитель директора по научной работе «Социоцентра» Александр Арефьев. Усредненная по всем университетам – участникам Проекта 5-100 доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вузов, в 2017 году составила почти 14%. В сравнении с 2013 годом данный показатель по всем вузам, вошедшим в Проект 5-100 в 2013 году, увеличился в два раза. Эксперт обратил внимание на то, что в основном иностранные студенты выбирают очную форму обучения (230 тысяч человек).

В 2016/2017 учебном году в университетах России проходили обучение 313 тысяч иностранных граждан. Росту количества иностранных студентов способствовало, в частности, подписание соглашений о взаимном признании дипломов с рядом зарубежных стран. Так, с 2009 года Россия подписала такие соглашения в том числе с Италией, Кубой, Венесуэлой, Перу, Македонией, ЮАР, Сербией, Францией, Кипром, Мальтой и Венгрией.

Александр Арефьев также уточнил, что в само понятие «экспорт образования» входит количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образовании, а также количество слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций.

По данным ФГАНУ «Социоцентр», к наиболее востребованным среди иностранных студентов специальностям относятся инженерно-технические направления подготовки (22%) и медицина (20%). Экономика и управление – лидеры среди иностранных студентов, обучающихся на заочной форме обучения (39%). Затем со значительным отставанием следуют юриспруденция (10%) и социально-гуманитарные науки (9%).

Ведущие российские вузы продолжают развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, специальные программы обучения для иностранцев, летние и зимние школы. В России запущен и активно работает портал для иностранных абитуриентов о высшем образовании в России – StudyinRussia. «Портал способствует формированию уникального бренда российского образования и привлекает иностранных студентов в вузы – участники Проекта 5-100», – отметила и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр» Надежда Полихина. StudyinRussia, по ее оценкам, обладает серьезными преимуществами как для абитуриентов, так и для вузов. Абитуриенты могут выбрать образовательную программу c подробным ее описанием, отправить заявку напрямую в вуз, минуя посредников, получить пошаговую инструкцию по поступлению в вуз. А для университетов StudyinRussia – это не только площадка для коммуникации с иностранным абитуриентом, собственный промораздел мирового уровня с анонсами мероприятий и новостей вуза, но и реальные заявки абитуриентов. На портале представлены 3335 программ на русском языке, 3160 на английском и 2136 на китайском языках. «В 3,5 раза увеличилось количество заявок абитуриентов, поданных в вузы через портал. В 2017/2018 учебном году StudyinRussia посетили 1,3 млн пользователей, вузы получили 58 000 заявок», – отметила эксперт, подчеркнув, что это свидетельствует о росте узнаваемости вузов и привлекательности всей российской системы высшего образования.

Интерес к получению высшего образования за рубежом растет во всем мире. По данным международного банка HSBC, в 2017 году 42% родителей готовы были рассмотреть возможность организации обучения своих детей в зарубежных вузах. Для сравнения, в 2016 году эта цифра составляла 35%. В странах Азии количество родителей, готовых отправить своих детей на обучение за рубеж, превысило 50%.

Студенческая мобильность также продолжает расти. Так, согласно данным HSBC, в 2017 году в мире насчитывалось 4,6 млн студентов, обучающихся за рубежом, что на 2,5 млн больше, чем в 2001 году.

Россия входит в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов. Более половины всей общемировой студенческой мобильности в 2016 году приходится на США (19%), Великобританию (8%), Австралию (7%), Францию, Германию и Россию (по 5%). Таковы данные Института статистики ЮНЕСКО.

Аналитики «Социоцентра» отмечают, что доходы России от экспорта образовательных услуг с 2005 по 2017 год (включая доходы от программ СПО и др.) увеличились в шесть раз. Кроме того, наблюдается положительная динамика увеличения доли иностранных граждан, обучающихся на договорной основе.