Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Голикова о российских вузах на мировой арене: с опозданием, но прорвались

10 октября 2018 года

По итогам общего собрания членов Ассоциации «Глобальные университеты» Правительству Российской Федерации представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента Российской Федерации.

Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова на общем собрании членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), отметила, что Россия с некоторым опозданием включилась в процесс формирования глобально ориентированных университетов, но Проект 5-100 обеспечил качественный прорыв в международной конкурентоспособности российского высшего образования.

Начиная с 2013 года ведущие вузы разработали и внедрили новые образовательные продукты, что способствовало увеличению числа иностранных студентов. В среднем в одном вузе Проекта 5-100 обучается 1700 иностранных студентов, что превышает средний показатель других вузов в шесть раз.

Университеты реформировали свои системы управления, разработали и реализуют новые долгосрочные стратегии развития, обновили состав научно-педагогических работников и привлекли к работе ведущих иностранных и российских ученых и преподавателей. Заместитель Председателя Правительства также отметила, что сегодня в вузах Проекта 5-100 работает около 3000 иностранных преподавателей и исследователей, многие имеют степень PhD зарубежных университетов, и порядка 4000 НПР – опыт работы в российских и зарубежных университетах и научных организациях. Обновление кадрового состава в российских вузах позволило в том числе обеспечить повышение видимости российской науки на международной арене. В настоящее время отмечается рост числа публикаций вузов – участников Проекта 5-100 в базах данных Web of Science и Scopus, при этом на долю ведущих университетов приходится более половины всех российских публикаций в журналах с наиболее высоким индексом.

В ближайшее десятилетие задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохранится. «Результаты, которых достигли сейчас участники Проекта 5-100, создают уверенность в том, что за ближайшие десять лет мы должны добиться дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования, именно такая цель и поставлена в майском указе президента», – сказала Татьяна Голикова. Дальнейшее повышение конкурентоспособности требует расширения присутствия российских вузов в мировых рейтингах. Для этого будут созданы центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации.

Перед группой ведущих университетов страны стоит еще ряд важных задач – содействие развитию российской высшей школы, совершенствование школьного образования, развитие науки и инноваций, а также обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. Для реализации перечисленных задач члены Ассоциации отметили важность создания программы формирования национальных исследовательских сетей. В основе программы – принцип сотрудничества вузов с сильными научными школами и региональными университетами, работающими в той же предметной области. Сотрудничество ведущих и региональных университетов также было предложено воплотить в сетевых образовательных программах, которые были бы направлены на повышение качества образовательных программ региональных университетов. «Главное, чтобы это были сетевые отношения, и мы готовы взять ответственность за качество преподавания своих «корневых» предметов по тому кругу региональных университетов, которые нам это доверят», – сказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Взаимодействие с региональными вузами ректор МФТИ Николай Кудрявцев предложил выстраивать, взяв за основу существующую модель взаимодействия Физтеха и Российской академии наук в рамках конкурса академических лабораторий. Отмечается, что одним из условий конкурса была передача всех необходимых знаний и компетенций руководителем лаборатории РАН аспиранту или молодому научному работнику вуза.

В рамках собрания членов Ассоциации было также предложено с 2020 года выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, и ввести ведущие отраслевые университеты в число исполнителей исследований в рамках государственных программ развития отраслей.

Кроме того, Ассоциация «Глобальные университеты» предложила включить в Проект 5-100 новые вузы. «Мы предлагаем расширение Проекта 5-100 с 2020 года, когда он заканчивается, с учетом необходимости включения российских вузов в глобальные предметные рейтинги по тем ключевым направлениям научно-технологического развития, где Россия в настоящее время не представлена», – сказал Ярослав Кузьминов.

Ассоциация «Глобальные университеты» создана с целью координации деятельности и обеспечения сетевого взаимодействия вузов – участников Проекта 5-100. В Ассоциацию входят вузы – победители конкурсов на предоставление государственной поддержки ведущим российским университетам в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, ориентированные на активное участие в международной конкуренции: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, КФУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, НГУ, НИТУ «МИСиС», РУДН, Самарский университет, Сеченовский Университет, СПбПУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СФУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет ИТМО, Университет Лобачевского, УрФУ, ЮУрГУ. Инициатором создания Ассоциации «Глобальные университеты» выступил НИУ ВШЭ.