Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В НИЯУ МИФИ прошел XXII семинар-конференция Проекта 5-100

30 ноября 2017 года

27-28 ноября в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» прошел XXII семинар-конференция Проекта 5-100. Форум, который поочередно проходит в стенах вузов – участников Проекта, вновь объединил на одной площадке представителей ведущих университетов России, мировых экспертов в области образования, а также представителей бизнес сообщества. Стоит отметить, что в семинаре-конференции в НИЯУ МИФИ традиционно приняли участие представители не только вузов Проекта, но и других высших учебных заведений страны, развивающихся вне данной инициативы превосходства, но заинтересованных в изучении лучших практик и опыта ведущих университетов.

Центральной темой семинара стало взаимодействие высших учебных заведений с работодателями и индустриальными партнерами для продвижения научно-образовательной и инновационной деятельности в России и за рубежом. Развитие научно-образовательной и инновационной деятельности университетов невозможно без проведения совместных научных исследований с российскими и зарубежными компаниями, без налаживания взаимодействия с работодателями – промышленностью и бизнесом, уверена Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Михайловна Огородова. По ее словам, участники Проекта 5-100 активно вовлечены в эту работу – на сегодняшний день число предприятий, с которыми у них заключены договоры на подготовку специалистов, превышает семь тысяч, а количество договорных отношений в рамках базовых кафедр приближается к 30 тысячам, что также позволяет студентам проходить стажировки и практики на предприятиях, участвовать в выполнении конкретного проекта, в содержании которого имеются инженерные технологические разработки.

Замминистра отметила, что сотрудничество вуза с потенциальными работодателями, как российскими, так и зарубежными, ведет к повышению качества как образовательных программ, так и подготовки специалистов, является основой успеха любого университета, стремящегося к лидерским позициям как внутри страны, так и на мировом рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Приведя в пример НИЯУ МИФИ, которой «был назван одним из лидеров Проекта 5-100 по итогам последнего заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров и является сегодня лидером среди российских университетов и по доле трудоустроившихся выпускников, и по их средней заработной плате», замминистра отметила, что выпускники вузов Проекта 5-100 являются одними из наиболее востребованных в России: доля трудоустроенных выпускников по университетам – участникам Проекта 5-100 – более 79%.

О новых подходах, лучших практиках по взаимодействию с работодателями и индустриальными партнерами рассказали представители научных подразделений НИЯУ МИФИ, а также дирекции программы повышения конкурентоспособности университета. Так, заведующий кафедрой лазерной физики Николай Евтихиев отметил важность сотрудничества с ООО «НТО «ИРЭ-Полюс» по разработке новой технологии применения лазеров в медицине, которая кардинально меняет методы проведения операций, дает возможность их проводить амбулаторно, неинвазивно воздействуя на организм человека. По словам заместителя директора Института ядерной физики и технологий Георгия Тихомирова, интеграция НИЯУ МИФИ в глобальные образовательные сети (университет выступил одним из инициаторов создания региональной сети ядерного образования STAR-NET под эгидой МАГАТЭ и активно взаимодействует с европейской сетью ядерного образования ENEN) позволяет вузу активнее участвовать в международных научных проектах и ведет к повышению его глобальной конкурентоспособности. НИЯУ МИФИ привел и другие успешные практики, но главное, что подчеркивали выступавшие, – это необходимость нового подход к подготовке кадров в тесном взаимодействии с работодателем. Как пример, в университете ведутся исследования в интересах фармкластера, в партнерстве с АО «Инжиниринговая Компания «АСЭ» создана Высшая инжиниринговая школа для подготовки специалистов по цифровой трансформации России, а также запущена программа двойного диплома со Всероссийской академией внешней торговли в интересах Госкорпорации «Росатом».

Представители крупного российского бизнеса, государственных корпораций и ведущих вузов страны обсудили место университетов и научных центров при преодолении технологических барьеров на пути создания инновационных решений, а также развития ключевых сквозных технологий для решения задач цифровой экономики. На круглом столе «Блокчейн – сквозная технология цифровой экономики Российской Федерации» сотрудник Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Константин Когос рассказал об опыте взаимодействия науки и бизнеса, таком как создание в университете Центра развития блокчейн-технологий. Основной целью центра является создание и продвижение собственной блокчейн-платформы MEPHIUS, позволяющей разрабатывать на ее основе бизнес-приложения для реального сектора экономики (смарт-контракты), а также создавать новые решения в области защищенных блокчейн-технологий и развивать новые поколения информационных технологий для цифровой экономики. Директор отдела анализа и контроля рисков PricewaterhouseCoopers Виктор Морозов представил обзор преимуществ и недостатков, перспектив и трудностей при введении технологии блокчейн. Директор департамента информационной безопасности «ВТБ Капитал» Андрей Бажин рассказал слушателям о факторах структурных изменений в мировой экономике, которые способствуют развитию блокчейн-технологий. Заместитель начальника отдела ОЭСР Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвития Андрей Игнатьев в своем выступлении сделал акцент на цифровую трансформацию в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и дал оценку измерению воздействия связных технологий на глобальное развитие. Технологический эксперт АО «Лаборатория Касперского» Денис Макрушин рассказал об аспектах практической реализации технологии Blockchain, которые ведут к появлению новых угроз информационной безопасности.

В ходе семинара-конференции ключевые спикеры обращали внимание участников на то, что одним из перспективных направлений развития экспорта образовательных услуг является сотрудничество и участие в международных проектах российских компаний для подготовки отраслевых специалистов из стран-партнеров. Университеты при этом могут не только осуществлять целевую подготовку кадров при реализации проектов российскими компаниями, но и стать драйвером выхода на новые рынки, фактором повышения лояльности и заинтересованности в стратегическом сотрудничестве.

Впервые в истории семинаров-конференций руководство Всемирного рейтинга Times Higher Education представило результаты мирового предметного рейтинга THE по направлению «Физические науки». Всего в рейтинг вошли 10 российских университетов, восемь из которых представляют Проект 5-100. Россию в сотне лучших вузов мира, как и год назад, представляют два вуза – участника Проекта 5-100 – Московский физико-технический институт (48-я позиция) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (89-я позиция). Главный редактор Всемирного рейтинга университетов THE Фил Бейти провел мастер-класс по аналитике рейтинговых данных и направлениям развития методологии рейтинга.

В рамках мероприятия также прошел семинар по предметным рейтингам, где эксперты компании Quacquarelli Symonds Дэвид Реджио, директор по консалтингу QS, и Мари Жак Доминик, ведущий консультант отдела консалтинга QS, рассказали участникам о том, как показать сильные стороны своего вуза и усилить его глобальное влияние в предметных рейтингах.

В ходе семинара-конференции Проекта 5-100 состоялись совещания программ развития НИУ и федеральных университетов, совещания руководителей студенческих научных обществ вузов города Москвы, Московской области и университетов Проекта 5-100 и прошли круглые столы, основными темами которых стали тенденции развития биомедицинских технологий и трансляционной медицины. Участники семинара-конференции также обсудили особенности развития современных исследовательских университетов, их участие в международных коллаборациях и проектах класса мегасайенс, рассмотрели методы продвижения научных журналов и их включения в глобальные индексы цитирования, меры поддержки и рекрутинга иностранных специалистов и студентов, по вовлечению студентов в инновационные инженерные проекты, по развитию студенческих научных обществ, а также перспективные направления развития экспорта образовательных услуг.

Завершила семинар традиционная сессия по наукометрии, на которой впервые выступил Джон Грин, пожизненный член Кембриджского университета, до 2010 года занимавший одну из высших исполнительных должностей в Имперском колледже Лондона, где он отвечал за крупные проекты развития информационных технологий и партнерств с промышленностью. Он также известен как создатель методологии Snowball Metrics, содержащей инструменты для оценки исследовательской деятельности университетов. Профессор Грин в своей презентации рассказал об улучшении позиций России в глобальном научно-исследовательском пространстве, подчеркнув, что при незначительном росте числа публикаций российских исследователей растет их качество. Помимо этого, он поведал слушателям об опыте оценки университетов в Великобритании, отметив, что одной из эффективных оценок реального изменения качества исследований в университетах является бенчмаркинг. Он также подчеркнул, что важнейшими характеристиками показателей являются их однозначность, точность, надежность и прозрачность. Исходя из этого, профессор Грин предложил использовать два «золотых правила» при проведении оценки исследовательской деятельности университетов: первое – всегда использовать количественные и качественные оценки; второе – всегда измерять исследовательскую деятельность университета более чем одним показателем.