Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Людмила Огородова: «Если вуз не меняется - он не может вступить в конкуренцию на глобальном рынке образования»

22 сентября 2017 года

21 сентября в Калининграде в стенах Балтийского федерального университета стартовал XXI семинар-конференция Проекта 5-100. На открытии с приветственным словом к гостям мероприятия обратилась заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова. Среди глобальных трендов развития высшего образования Людмила Михайловна выделила формирование университетами собственной целевой модели как площадок для развития инноваций, создания предпринимательской среды и внедрения творческих подходов к обучению, эффективное сотрудничество, в том числе межведомственное и междисциплинарное взаимодействие, объединение ресурсов образовательных и научных организаций и реального сектора экономики, цифровую среду, открытые образовательные ресурсы, а также сочетание новых и традиционных форматов образования. 

Она отметила, что обеспечение устойчивой глобальной  конкурентоспособности является одной из приоритетных целей государственной политики в сфере высшего образования. Заместитель министра обратила внимание нато, что «сегодня важно создать образовательную среду, которая предоставляла бы возможности для реализации лучших мировых образовательных трендов». Чтобы ускорить этот процесс, по ее словам, правительство сегодня меняет подходы. В частности, речь идет о проектном подходе, который дает возможность горизонтально выстраивать коммуникации и заявлять о новых направлениях подготовки, соответствующих современным вызовам.

«Пришло время определяться университетам: открытые данные, цифровые платформы, сквозные технологии, междисциплинарность - все то, без чего ни один вуз не сможет быть передовым», - подчеркнула она. При этом эксперт добавила, что «почти все вузы Проекта 5-100 хорошо продвигаются в международных рейтингах, но сегодня пора говорить о скорости бега. Нужно не просто готовить кадры для рынка, а стать драйвером развития рынка. А для этого надо самим уметь использовать те инструменты, которые сегодня  предоставляет правительство. И мы ожидаем, что в первую очередь университеты 5-100 зайдут на эту платформу». 

В пленарной сессии, посвященной трансформации университетов в современных условиях, также принял участие директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев.

Он  отметил, что государственная политика в сфере  высшего образования  реализуется через три приоритетных проекта. Это «Экспорт российского образования», это «Вузы как центр пространства инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда». 

«Если говорить о задачах проекта «Современная цифровая образовательная среда», то у него одна цель -  чтобы к 2020 году российское образование в значительной мере было  цифровым, современным, отвечающим международным стандартам. Как мы будем достигать эту цель? Предусмотрено три шага. Первый - это инфраструктура, обучение преподавателей и создание системы качества, которая обеспечит доступ студентам ко всем качественным, в том числе  федеральным, образовательным стандартам. Второй этап - наполнение контентом. И, наконец, третий этап - это встраивание проекта в цифровую экономику, в современные глобальные проекты. Министерство образования провело конкурс, в нем приняли участие 102 университета, из этого числа 19% - вузы Проекта 5-100. При этом у нас было 17 лотов, из них в 12-ти победителями стали  вузы  - участники Проекта 5-100».

Ректор БФУ Андрей Клемешев представил кейс своего университета в контексте трансформации регионального вуза. Он обратил внимание на важность для университета «стать общепризнанным научно-образовательным, исследовательским, аналитическим центром в вопросах  прикладной философии, проблемах комплексного  развития особых территорий, экосистем и обеспечения устойчивого развития  особых территорий России. Университету очень важно исходить из того, что он должен стать драйвером регионального развития. По сути, это национальная повестка дня, и мы отдаем себе отчет в уровне ответственности». 

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого Андрей Рудской проанализировал модель политехнического университета 4.0 и его взаимодействие с высокотехнологичной промышленностью. Также на пленарной сессии выступили проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев, сделавший в своем докладе акцент на кадровый потенциал в качестве ключевого фактора трансформации университета, и генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова, которая рассказала о трансформации системы дополнительного образования в России и его взаимодействии с университетами.

Насыщенную программу первого дня семинара продолжилипараллельные сессии, темами которых стали сетевое взаимодействие университетов, редизайн образования, научная коммуникация и коммуникация по науке.

19-20 сентября в рамках предварительной программы конференции состоялось заседание рабочих групп Ассоциации «Глобальные университеты», посвященное правовым практикам и нормотворческим инициативам, поддержке иностранных специалистов и студентов, модели эффективного контракта университетов в отношении сотрудников, развитию профессионального потенциала молодых преподавателей, научных сотрудников иадминистраторов.

Первый день работы семинара-конференции задал высокую планку дальнейшей деловой программе мероприятия: самые актуальные темы, продуктивные, живые дискуссии, высокий уровень экспертов и большой интерес со стороны аудитории – второй день семинара обещает быть не менее интенсивным и насыщенным.