Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


От Проекта 5-100 к «Приоритету-2030»

08 апреля 2021 года

8 апреля 2021 года в НИУ ВШЭ состоялось заседание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Помимо ректоров ведущих российских университетов в мероприятии участвовали заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушина, вице-президент РАН Алексей Хохлов, почетный член Совета Ассоциации, директор Института общественных стратегий МШУ СКОЛКОВО Андрей Волков.

В повестку собрания вошли вопросы реализации Проекта 5-100 и его влияния на развитие науки и высшего образования в стране, обмена лучшими практиками в различных сферах деятельности университетов Проекта 5-100, механизмов сотрудничества с Российской академией наук, развития научно-образовательных консорциумов. Особое внимание участники уделили обсуждению новой программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

20210408_5785.jpg

Открывая рабочую встречу, председатель Ассоциации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов посвятил выступление подведению итогов Проекта 5-100. Кузьминов заявил об успешном завершении Проекта, отметив, что он стал одной из наиболее удачных программ господдержки университетов, реализованных в России в 2010-е годы.

Так, присутствие российских университетов в основных международных рейтингах кратно увеличилось. Если в 2013 году Россия была представлена в предметных рейтингах QS всего 4 университетами, то в 2021 году – уже 62. Наиболее сильные позиции Россия заняла в следующих направлениях: физика, химия, инженерия, математика, лингвистика, компьютерные науки, науки о жизни, бизнес и менеджмент. Расширено представительство российской высшей школы в топ-100 мировых предметных рейтингов QS, THE и ARWU – в 2021 году в высшем диапазоне представлены 17 отечественных университетов, 10 из них – участники Проекта 5-100.

Кузьминов уточнил, что, помимо роста в мировых образовательных рейтингах, участники Проекта 5-100 добились и других позитивных результатов. В частности, более трети (37%) всех научных публикаций отечественных ученых приходится на участников Проекта повышения конкурентоспособности российских университетов. Доля университетов Проекта 5-100 в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государственных университетов России составила 32%. Ярослав Кузьминов обратил внимание на вклад участников Проекта 5-100 в развитие российского образования – они подняли престиж университетов внутри страны, поспособствовали качественному росту уровня подготовки обучающихся. Среднее значение результатов ЕГЭ у абитуриентов, поступающих в университеты-лидеры, в среднем выросло на 6 баллов, составив 90+. Каждый второй победитель российских олимпиад школьников выбрал для поступления университеты, которые участвовали в Проекте 5-100 (2900 из 5600 человек). Проект 5-100 позитивно повлиял на экспорт российского образования: в университетах-участниках в 2,6 раза выросло количество студентов-иностранцев, и сегодня там обучается каждый пятый иностранный студент в России. Наконец, университеты Проекта 5-100 заняли лидерские позиции в развитии цифрового образования в России, напомнил ректор Высшей школы экономики.

По мнению вице-президента РАН Алексея Хохлова, Проект 5-100 в целом стал успешным. «Российскому образованию требовалась встряска, сопоставление с тем, как идет развитие университетов в других странах», – отметил Хохлов, добавив, что одним из результатов стало развитие международных научных контактов и рост академической репутации российских университетов в мировом пространстве.

20210408_5899.jpg

Своим видением итогов Проекта 5-100 поделилась представитель Счетной палаты Светлана Меркушина. Она напомнила, что ведомство недавно провело экспертный анализ реализации мер господдержки ведущих университетов страны и пришло к заключению, что Проект 5-100 привел к существенному прогрессу в российском высшем образовании. «В результате произошел качественный, а не количественный сдвиг, – уточнила Меркушина. – Проект 5-100 соответствовал общепризнанным мировым трендам реализации программ академического превосходства и смог усилить университетскую науку в России». По словам Меркушиной, Проект 5-100 обеспечил ряд важных условий для запуска нового проекта академического лидерства «Приоритет-2030», разработанного Минобрнауки РФ. С мнением директора Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ согласился директор Института общественных стратегий МШУ СКОЛКОВО Андрей Волков. Он также добавил, что экспертный опыт участников и многие конструкции управления Проектом 5-100, доказавшие свою эффективность, должны быть использованы при реализации «Приоритета-2030».

Об этом проекте детально рассказал заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук. «Приоритет-2030» является крупнейшей российской госпрограммой, которая обеспечит поддержку свыше 100 российских университетов. Размер базового гранта составит 100 миллионов рублей. Омельчук подчеркнул, что основной целью «Приоритета-2030» является сбалансированное развитие науки и высшего образования во всех регионах РФ. Программа ориентирована на национальные цели развития России, призвана способствовать кратному росту объема научных исследований, повышению роли университетов в социально-экономическом развитии страны.

заседание членов Ассоциации «Глобальные университеты»

После развернутой дискуссии о «Приоритете-2030» члены Ассоциации проголосовали за принятие единого документа, содержащего ряд предложений и поправок к программе. В документ, переданный в Минобрнауки РФ, включены комментарии, касающиеся критериев оценки эффективности деятельности университетов, деталей проведения конкурсных процедур, вопросов финансирования, публикационной деятельности, наукометрии и других положений.