Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Вклад Проекта 5-100 в развитие российской системы высшего образования и науки

15 января 2021 года

Эксперты ФГАНУ «Социоцентр» оценили влияние Проекта 5-100 на повышение конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров и на изменения в системе высшего образования и научно-исследовательской деятельности вузов в России. Результаты исследований авторского коллектива (Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Казимирчик Л.В., Байков С.А.) опубликованы в брошюрах «Проект 5-100: развитие системы высшего образования» и «Проект 5-100: развитие науки». В этих работах проанализированы результаты, достигнутые в результате реализации Проекта 5-100 в период с 2013 по 2019 год. Полностью итоги Проекта 5-100 будут подведены в конце 2021 года в связи с особенностями сбора отчетных и статистических данных за 2020 год – последний год Проекта 5-100. Однако уже сейчас исследования «Социоцентра» позволяют дать объективную оценку роли Проекта 5-100 в развитии российской науки и системы высшего образования.

«Проект 5-100 сыграл значительную роль в повышении видимости и значимости российского высшего образования и науки в мировом научно-образовательном пространстве. Комплексный подход к реализации Проекта 5-100 позволил повысить образовательный и научно-исследовательский потенциал как отдельных университетов, так и страны в целом. Университеты Проекта 5-100 выстроили систему управления с учетом лучших мировых практик, провели работу по омоложению кадрового состава, нарастили компетенции своих сотрудников, повысили узнаваемость брендов университетов за границей. Активное развитие науки в университетах – участниках Проекта 5-100, проведение исследований по наиболее актуальной на мировой арене тематике, открытие новых лабораторий, привлечение к работе ведущих мировых ученых в значительной степени способствовали укреплению позиций российской науки в мире. Эти результаты свидетельствуют об эффективности инициированной государством программы поддержки российского высшего образования. Проект 5-100 показал, что подобные программы эффективно способствуют наращиванию научного, образовательного, интеллектуального потенциала страны», – отметил руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, врио директора ФГАНУ «Социоцентр», д. б. н. Борис Филиппов.

Влияние Проекта 5-100 на развитие российской науки и системы высшего образования

- Ориентация исследований на глобальные вызовы и актуальные задачи научно-технологического развития России, кооперация с институтами Российской академии наук, участие университетов – участников Проекта 5-100 в работе международных научных коллабораций, в т. ч. класса мегасайенс; с 2013 года реализовано более 4500 научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых, из них более 1000 проектов – совместно с Российской академией наук.

- Формирование стратегических партнерств с высокотехнологичными компаниями и предприятиями, играющими системную роль в развитии российской экономики, в том числе на международном рынке: с 2013 года выполнено более 6500 научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов совместно с российскими и международными высокотехнологичными компаниями.

- Трансформация системы управления и академической среды: формирование междисциплинарных научно-образовательных подразделений (стратегических академических единиц), внедрение системы стимулов, нацеленных на повышение научной продуктивности при сохранении высокого качества преподавания, создание двуязычной академической среды, развитие академического самоуправления и системы сервисов для студентов и научно-педагогических работников, цифровизация всех направлений деятельности университета, обновление управленческого состава и создание международных советов с привлечением ведущих международных экспертов, в том числе лауреатов Нобелевской премии; с начала реализации Проекта на руководящие должности в университеты-участники было привлечено более 1000 специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях (включая более 400 руководителей лабораторий).

- В университетах Проекта 5-100 работает каждый восьмой НПР российских вузов; удельный вес НПР с ученой степенью доктора наук в общей численности НПР в университетах – участниках Проекта 5-100 выше, чем в среднем по российским университетам, что свидетельствует об ориентации данной группы вузов на привлечение ведущих ученых.

- Доля аспирантов, обучающихся по очной форме, в университетах – участниках Проекта 5-100 составляет 94% при среднем значении по российским университетам в 53%. Университеты – участники Проекта 5-100 обеспечены объектами научной инфраструктуры лучше, чем в целом по России: например, на один университет данной группы приходится 2,9 центра коллективного пользования научным оборудованием при среднероссийском значении в 0,8; 25,4 малого инновационного предприятия при среднероссийском значении в 3,7.

- Доля доходов от НИОКР в общих доходах организации в университетах – участниках Проекта 5-100 почти в 2,5 раза выше, чем по России в целом, и достигает в среднем по группе вузов практически 22%.


ниокр2.jpg

- Работа по омоложению кадрового состава: начиная с 2013 года вузами-победителями было привлечено в общей сложности более 7000 молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях (только в 2019 году свыше 1500 подобных молодых специалистов пришли в вузы, которые участвуют в Проекте 5-100); среди привлеченных молодых специалистов около 800 имеют PhD степень зарубежных университетов: только в 2019 году было привлечено 155 таких молодых специалистов.

- Повышение качества образования: начиная с 2013 года вузами Проекта 5-100 внедрено более 1500 образовательных программ, реализуемых в партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями (с учетом программ дополнительного профессионального образования); среди обозначенных программ около половины разработаны и реализуются в партнерстве с зарубежными университетами и научными организациями из Великобритании, Германии, Канады, КНР, Италии, США, Финляндии, Франции, Японии и других стран; помимо этого, с начала реализации Проекта вузы-победители разработали и внедрили более 900 программ на иностранном языке, преимущественно на английском.

- Модернизация образовательного процесса: обеспечение индивидуализации обучения, расширение научно-исследовательской и проектной компоненты, внедрение курсов по предпринимательству и работе с данными на всех направлениях подготовки, развитие онлайн-обучения (в частности, из восьми российских вузов, реализующих онлайн-курсы на международной платформе Сoursera, шесть университетов являются участниками Проекта 5-100 (по состоянию на 04.12.2020); по инициативе Ассоциации «Национальная платформа открытого образования», учредителем которой являются восемь российских университетов (из них шесть – университеты – участники Проекта 5-100), в 2015 году создана образовательная платформа «Открытое образование», на которой в настоящее время 15 ведущих российских университетов (из них 10 – университеты – участники Проекта 5-100) реализуют 663 онлайн-курса для российских и зарубежных слушателей, из них 467 курсов ведут университеты, участвующие в Проекте 5-100).

- Работа с талантливыми абитуриентами и школьниками: создание в структуре университетов лицеев и школ, сетевая работа со школами в регионах России, совместная работа с центрами для одаренных детей, активное участие в олимпиадах с охватом всех регионов России; проведение международных олимпиад, в частности – олимпиад для иностранных абитуриентов магистратуры Open Doors; практически половина российских школьников (49%), являющихся победителями олимпиад, выбрали для поступления университеты – участники Проекта 5-100.

- Прием и обучение студентов: средний балл ЕГЭ вузов Проекта 5-100 превышает среднероссийский показатель более чем на 11; каждый десятый российский студент (в том числе каждый восьмой студент очной формы обучения) выбирает для себя в качестве места получения высшего образования университет, участвующий в Проекте 5-100; для продолжения образования около 14% российских магистрантов выбирают университеты Проекта 5-100.

ЕГЭ.jpg

- Экспорт образования: только в 2019 году на различный срок университетами – участниками Проекта 5-100 было привлечено 9659 студентов из зарубежных университетов (в 2017 году данный показатель составлял 7755, в 2018 году – 8725); усредненная по всем университетам Проекта 5-100 доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ), в 2019 году составила 16,5%; в сравнении с 2013 годом данный показатель по всем вузам – победителям конкурса 2013 года увеличился более чем в 2 раза.

мобильность.jpg

- Наращивание профессиональных навыков сотрудников университетов, интеграция в международное научно-образовательное пространство: в 2019 году университетами – участниками Проекта 5-100 было реализовано 10 687 программ международной и внутрироссийской академической мобильности; в сравнении с 2018 годом данный показатель увеличился более чем на 550 программ, а в сравнении с 2013 годом количество реализуемых программ академической мобильности у вузов – победителей конкурса 2013 года увеличилось с 3924 до 9673, т. е. в 2,5 раза; усредненный удельный вес численности НПР университетов Проекта 5-100, принявших участие в реализуемых вузом программах академической мобильности, в общей численности НПР в 2019 году – 32,6%.

- Интернационализация университетов: в университетах – участниках Проекта 5-100, победителях конкурса 2013 года, за время реализации Проекта произошло значительное увеличение количества зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей – их усредненная доля в численности сотрудников университетов увеличилась более чем в шесть раз.

- Публикационная активность: около трети всех российских публикаций в базах данных Web of Science Core Collection и Scopus аффилированы с университетами – участниками Проекта 5-100. Среди всех российских публикаций в первом и втором квартилях в базе данных Web of Science Core Collection более 40%, в базе данных Scopus более 35% приходится на университеты – участники Проекта 5-100; практически каждый седьмой российский журнал в базе данных Scopus аффилирован с университетами – участниками Проекта 5-100.

публикационная.jpg
активность.jpg

- Высокие достижения университетов Проекта 5-100 подтверждаются и результатами ведущих мировых рейтингов ARWU, QS и THE (институциональных, отраслевых, предметных): по итогам 2020 года восемь университетов данной группы входят в топ-100 (всего российских университетов – 15), 12 – в топ-200 (всего российских университетов – 22). Важно отметить, что университеты – участники Проекта 5-100 входят в число мировых лидеров, в том числе и в тех направлениях, где Россия ранее не имела достаточно сильных позиций: социология, политика и международные отношения, экономика и эконометрика, история, компьютерные науки (информатика), инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, машиностроение, автоматизация и управление, образование и т. д.

Более подробно о вкладе Проекта 5-100 в российскую систему высшего образования и науки можно ознакомиться в брошюрах:

«Проект 5-100: развитие науки в России». Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Казимирчик Л.В., Байков С.А. ФГАНУ «Социоцентр», 2020.

«Проект 5-100: развитие системы высшего образования в России». Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Байков С.А. ФГАНУ «Социоцентр», 2020.