Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Панельная дискуссии «Высшая школа: ледниковый период». Фото Пресс-службы АСИ

«Сильные идеи для нового времени» вузов Проекта 5-100

13 ноября 2020 года

Ректоры университетов, входящих в Проект 5-100, обсудили широкий спектр актуальных вопросов в сфере науки, образования и развития человеческого капитала в рамках трехдневной деловой программы форума «Сильные идеи для нового времени». Мероприятие, организованное Агентством стратегических инициатив и Фондом Росконгресс, собрало представителей образовательного, научного и делового сообществ, органов федеральной и региональной власти. Главной задачей форума было обсуждение лучших идей для развития экономики, социальной и технологической сфер.

Выступая на форуме, ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Андрей Рудской отметил преимущества, которые дало университетам включение в Проект 5-100. «Участие позволило утвердить свою позицию в регионе, в стране, в мире. Как результат - позиционировать себя на внутреннем и глобальном рынках. Это был такой прорывной проект. Конечно, были и недостатки, были и недоработки, но оценивать надо по результатам. Изменилась среда обитания в университетах, мы, участники 5-100, полностью чувствуем себя равноправными участниками мирового научно-образовательного сообщества», - подчеркнул Андрей Рудской. Говоря о международной интеграции вузов, ректор привел в пример СПбПУ: «Если в 2013 году у нас было всего 0,8 публикаций на одного работника, например, в Scopus, то сейчас этот показатель вырос в 7 раз – до 5,9 публикаций на одного преподавателя. Количество иностранных сотрудников с 1% выросло до 13,2%».

«Я согласен с тем, что сказали мои коллеги: университеты вышли на глобальную позицию», - сказал спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Он отметил, что «реальные цели Проекта 5-100 подразумевают, что вузы становятся авторами инициатив и прорывных проектов, отражением которых выступают высокие индексы цитируемости ученых, внимание власти, корпораций и СМИ», и уточнил, что «достижение формальных показателей является следствием прорывов, а не их целью».

форум АСИ.jpg

«Российские университеты сегодня чувствуют себя равными участниками глобальных академических процессов, и это огромное достижение», - отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на панельной дискуссии «Высшая школа: ледниковый период». Он напомнил, что поставленная Президентом РФ в 2005 году задача добиваться академического лидерства во многом выполнена вузами по различным показателям. При этом коллективы вузов справились с «опасностью читинга и строительства потемкинских деревень», сказал Ярослав Кузьминов, так как «в ходе реализации программ в рамках «5-100» эта опасность была увидена и отражена».
  
«К нам в результате открытых международных конкурсов приехали наши соотечественники, которые когда-то уехали из России, но сейчас им интересно работать у нас. Приехали иностранцы, которые тоже с удовольствием занимаются образовательными, научными проектами. Это означает, что у наших студентов появилась возможность учиться у лучших», — сказала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. Она подчеркнула, что перед университетом, который претендует на роль лидера, стоят две задачи: ответы на вызовы времени и запросы бизнес-сообщества, а также определение собственной научно-образовательной повестки. Этим же задачам должна соответствовать новая программа стратегического академического лидерства, которая придет на смену Проекту 5-100. «Это очень важная программа. Это продолжение той глобализации, на которую вышли наши университеты. Это возможность инициировать и реализовывать собственные яркие и амбициозные научные и образовательные проекты», — добавила Алевтина Черникова.