Проект 5-100 поддерживает фундаментальную науку

30 октября 2020 года

Значительная часть средств, выделяемых вузам в рамках программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100», идет на поддержку фундаментальной науки. Так, научно-исследовательская лаборатория «Физика и химия горения» Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева получила финансирование на проведение глубоких исследований, среди которых изучение процессов в сложных неравновесных квантовых системах, квантово-механические расчеты поверхностей потенциальной энергии реакций с участием молекул кислорода и щелочных металлов, анализ закономерностей распада органических молекул в высокотемпературном микрореакторе, экспериментальное изучение и кинетическое моделирование ламинарных пламен, а также изучение реакции резонансно-стабилизированных свободных радикалов в горении.

Эти работы стали частью системных изысканий лаборатории, которые направлены на изучение химических и физических процессов, протекающих во время горения. Кроме чисто научного интереса, результаты усилий ученых важны для создания новых типов двигателей, которые будут экономичнее и экологичнее существующих. Одним из значимых достижений научного коллектива лаборатории стало открытие неизвестных ранее механизмов формирования полиароматических углеводородов (ПАУ) с разнообразной плоской или неплоской структурой. Эти вредные для человека химические вещества присутствуют в выхлопах водородного двигателя. В науке было принято мнение, что ПАУ формируются только при температуре выше 700 °С, которая достигается в камерах сгорания авиационных и автомобильных моторов. Ученым Самарского университета удалось доказать возможность формирования ПАУ и при крайне низких температурах в насыщенных углеводородами атмосферах планет. Например, это происходит на Титане при температуре –183 °С.

публикаМебеля.jpg

Большая часть работы ученых выполняется на специальной экспериментальной установке для исследования реакций горения. Уникальное оборудование в Самаре было создано в сотрудничестве с профессором Гавайского университета Ральфом Кайзером. Кроме лаборатории Самарского университета, в мире существует всего три таких агрегата: два в США и один в Китае. Благодаря этой установке ученые смогут лучше понять процессы формирования планет и других космических тел.

Самарская лаборатория может служить примером успешного взаимовыгодного сотрудничества между разными странами. Руководит лабораторией главный научный сотрудник Александр Моисеевич Мебель, который также является профессором факультета химии и биохимии Международного университета Флориды (Майами, США). Под руководством Мебеля процессы горения изучает интернациональная команда ученых со всего мира, в которую входят Майкл Френклах (Калифорнийский университет в Беркли), Ральф Кайзер (Гавайский университет), Александр Коннов (Лундский университет), Майкл Хэвен (Университет Эмори) и другие специалисты мирового уровня. Итоги их совместных исследований отражены в более чем 30 статьях, опубликованных в лидирующих мировых научных изданиях, таких как Nature Astronomy, Nature Communications, Angewandte Chemie и др.

Выдающиеся результаты, достигнутые лабораторией «Физика и химия горения» Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, ясно показывают, на что способна отечественная высшая школа при поддержке государства. Научно-исследовательский потенциал российских вузов еще далеко не исчерпан и может служить надежной базой для дальнейшего социально-экономического развития нашей страны.