Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


XXXI семинар Проекта 5-100 прошел в онлайн-формате

18 сентября 2020 года

15-16 сентября 2020 года «Социоцентр» провел в онлайн-формате XXXI семинар-конференцию Проекта 5-100, собравшую представителей органов власти и профильных ведомств, руководителей ведущих университетов, экспертов в сфере высшего образования. Главной темой двухдневных дискуссий стал вопрос «Чему и как учить в 2020 году?».

Приветствуя участников семинара, руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, врио директора ФГАНУ «Социоцентр» Борис Филиппов отметил: «В этом году Проект 5-100 завершается, ему на смену придет Программа стратегического академического лидерства, которая отвечает новым вызовам времени». Второй особенностью проводимого мероприятия Борис Филиппов назвал вынужденный переход на онлайн-общение в связи с COVID-19. Приобретенный за последние полгода опыт виртуального взаимодействия и дистанционной работы внес свои коррективы как в представления о возможностях применения цифровых технологий в обучении, так и в переосмысление роли и места преподавателя и обучающегося в образовательном процессе.

В первый день работы XXXI семинара-конференции Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, провел форсайт-сессию, посвященную сценариям развития высшего образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Елена Колесникова, директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки России, подчеркнула, что в процессе реализации Проекта 5-100 создано «достаточно много интересных наработок, которые мы планируем использовать в программе стратегического академического лидерства, а также в других мероприятиях, которые будут реализовываться в рамках нацпроекта». Она отметила, что «вузы Проекта 5-100 вносили значительный вклад как в развитие наукометрии, так и в патентную активность. Эти вузы показали себя очень сильными игроками на научном поле». Новая программа академического лидерства «концентрирует ресурсы, дает вузам широкую свободу и новые задачи, по которым они должны работать». Говоря о предстоящих изменениях, Колесникова рассказала о разработке единого нацпроекта в сфере науки и высшего образования с рабочим названием «Наука и университеты». Он будет направлен на стимулирование интеграционной и исследовательской деятельности вузов, создание научной инфраструктуры, цифровое развитие, повышение компетенций кадрового состава.

Андрей Волков, директор Института общественных стратегий Московской школы управления «СКОЛКОВО», заместитель председателя Совета Проекта 5-100, выделил «три самых заметных проекта, которые повлияли на ландшафт российского высшего образования» среди многочисленных инициатив, реализованных за последние 15 лет. Это создание федеральных университетов, научно-исследовательских университетов, а также реализация Проекта 5-100. «Я надеюсь, что программа стратегического академического лидерства в ближайшие 10 лет выполнит такую же миссионерскую функцию по преобразованию системы образования», – отметил Волков.

Второй день XXXI семинара-конференции был посвящен рассмотрению трендов в образовании в связи с переходом на дистанционный режим. Особое внимание участники уделили технологиям удаленного обучения и развитию онлайн-курсов. Свои лучшие практики в этой области представили эксперты СПбПУ, ИТМО, ВШЭ, УРФУ. В условиях карантинных ограничений стали актуальными вопросы внедрения практических решений, квалификации профессорско-преподавательского состава и повышения мотивации, степени вовлеченности аудитории в процесс обучения.

Евгений Кузнецов, представитель Singularuty University и эксперт Проекта 5-100, отметил, что «дистанционное образование находит свою нишу. Оно особо востребовано в случаях быстрообучаемых профессий, которые люди могут освоить самостоятельно». При этом «огромное количество профессий нуждаются в университетском формате – совместных исследованиях, разработках, дискуссиях, работе с преподавателями». Стало очевидно, что дистанционное образование не сможет полностью заменить традиционное. При этом создание курсов для онлайн-платформ и введение смешанных форм обучения позволило университетам создать новый формат взаимодействия со студентами. Эти темы, затронутые на семинаре-конференции, будет иметь важное значение и по окончании пандемии.

XXXII семинар-конференция Проекта 5-100 состоится 1-2 октября 2020 года в формате видеоконференции. Основная тема - «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании, науке и медицине», будут продолжены темы форсайта и онлайнового образования. Мероприятие организуется совместно с Дальневосточным федеральным университетом.