Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Участники летней школы в УРФУ

Вот оно какое, наше лето: летняя школа онлайн привлекает дополнительных участников

19 августа 2020 года

Университеты-участники Проекта 5-100 ежегодно организуют международные летние школы для талантливых российских старшеклассников и студентов, а также их ровесников из стран Европы, Америки, Азии и Африки. Помимо изучения дисциплин, учащиеся знакомятся с образовательными программами и студенческой жизнью университетов. В этом году отличительной чертой всех летних школ стало дистанционное обучение.  

19 августа 2020 года в Калининграде на борту судна «Академик Иоффе» открылась III Международная летняя школа «Береговая зона моря: управление, исследования и перспективы». Организатором выступил Балтийский федеральный университет им. И. Канта совместно с Атлантическим отделением Института океанологии РАН. Более 30 студентов, магистрантов и аспирантов примут участие в лекциях, мастер-классах и круглых столах с участием ученых и экспертов ведущих научно-образовательных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя и Калининграда, а также Республики Беларусь.

Из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, вузы проводят летние занятия в формате онлайн-лекций и вебинаров. Отсутствие непосредственного живого общения во время подобных занятий компенсируется креативным подходом организаторов.

Так, во второй половине июля в Сибирском федеральном университете прошла первая дистанционная «Летняя онлайн школа по русскому языку для иностранцев». Удаленные занятия велись на платформе Zoom. На занятиях присутствовали студенты из Испании, Италии, Словакии, Бразилии, Мексики и Швейцарии. В основной программе обучения они изучали грамматику русского языка, а культурно-образовательный блок включал в себя сведения о русской истории, литературе и музыке. Эффектным завершением двухнедельного языкового курса стал кулинарный онлайн мастер-класс по лепке сибирских пельменей от Института гастрономии СФУ, на котором иностранные учащиеся ближе познакомились с русскими традициями.

Организаторы летних школ Дальневосточного федерального университета отмечают, что онлайн-специфика позволила увеличить объем образовательной программы. В июле в ДВФУ успешно состоялся пилотный запуск «Малой академии онлайн» для старшеклассников по естественнонаучному, инженерному, гуманитарному и ИТ-направлениям. С 10 по 28 августа в университете проходит онлайн школа «Россия – Дальний Восток» по русскому языку с дополнительными модулями на выбор: «Русский язык и культура», «Российская внутренняя и внешняя политика», «Бизнес, инновации и маркетинг в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Программа предназначена для иностранных студентов и преподавателей, чья научная или деловая деятельность связана с изучением и применением знаний по русскому языку и культуре.

Для многих участников летних школ новый формат обучения оказался удобнее традиционного. В НИЯУ МИФИ отметили, что онлайн-режим проведения летних школ позволил вузу примерно в три раза увеличить число российских и зарубежных слушателей, а также привлечь к участию экспертов из Бельгии, Бразилии, Германии, Индии, США, Франции, Японии и других стран. «Летние школы не только повышают уровень знаний студентов и молодых специалистов, но и укрепляют связи между учеными и учащимися из разных стран, позволяют привлекать в университет хорошо подготовленных и мотивированных к научной работе абитуриентов и аспирантов», - подчеркнул заместитель директора Инженерно-физического института биомедицины МИФИ по научной работе Сергей Климентов.

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» из плюсов удаленного обучения отметили большую доступность для участников, заявив, что подобный формат сильно экономит время и средства на дорогу. Среди минусов – невозможность проведения некоторых практических занятий, которые требуют присутствия в лабораториях, а также отсутствие живого общения, которое часто более эффективно при взаимодействии, особенно на уровне «преподаватель-студент». Премьерой в списке летних школ «ЛЭТИ» стала программа «Вычислительные технологии в мире животных», посвященная актуальной теме взаимодействия человека с окружающей средой. Программы «ЛЭТИ» «Биомедицинские системы и технологии» и «Системы удаленного мониторинга состояния здоровья людей» зарекомендовали себя как одни из самых популярных краткосрочных образовательных программ вуза. В работе школ приняли участие более 200 человек: преподаватели и слушатели со всего мира – от Австралии и Японии, до США и Бразилии.

«За несколько месяцев дистанционной работы мы еще раз убедились, что сети взаимодействия с коллегами из разных стран налажены в Политехе очень хорошо. Одним из подтверждений этому является Международная политехническая летняя школа:  каждый день мы получаем новые заявки от иностранных студентов, которые хотят учиться у нас в новом формате, общаемся с экспертами мирового уровня, которые будут читать лекции на программах летней школ, и, наконец, несмотря ни на что, мы запускаем три образовательных модуля совместно с ведущими зарубежными университетами и организациями, среди которых – Международное агентство по атомной энергии, Университет SOKENDAI и многие другие», – отметил проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев. В рамках Международной политехнической летней школы СПбПУ реализованы 20 программ по семи направлениям.

В Уральском федеральном университете также была открыта международная летняя школа, объединившая под девизом «Делаем бизнес в России» участников из России, Гвинеи, Эквадора, Китая, Ирака, Азербайджана, Суринама, Казахстана и Республики Гана. «Дистанционный формат позволил расширить аудиторию, привлечь больше интересных спикеров. В то же время выросла конкуренция с другими летними программами, которые бесплатно предлагаются на открытых платформах. Так, на Coursera доступны схожие по тематике курсы от ведущих мировых университетов из первой десятки рейтинга QS. С ними конкурировать достаточно сложно, но мы смогли найти аудиторию, заинтересованную в Уральском регионе», — отметила руководитель летней программы Людмила Ружанская.

В летних школах обучаются не только школьники и студенты. Стартовавшая 17 августа на базе Томского государственного университета летняя «Школа педагогического дизайна» призвана помочь преподавателям обобщить опыт организации эффективного процесса обучения с применением традиционных и онлайн-методов. В мероприятии приняли участие около 200 преподавателей из Большого Томского университета, КФУ, ВШЭ, НИТУ «МИСиС» и других вузов. «Сейчас университеты все больше оценивают плюсы смешанного обучения, которое представляет собой интегрированное сочетание традиционного обучения с онлайн-подходами. Задача школы – помочь преподавателям взять от этих форматов лучшее и научиться органично сочетать их при проектировании своего курса», - отметила организатор летней школы, директор научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» Елена Другова.

Финансирование в рамках Проекта 5-100 позволяет вузам осуществлять новые международные научно-образовательные проекты с участием зарубежных университетов и бизнес-партнеров. Выстроенная система партнерских отношений сыграла важную роль в преодолении препятствий, связанных с эпидемией коронавируса.

Смешанное обучение доказало эффективность в условиях дистанционной учебы во время карантина. Этот опыт стал крайне полезным при организации летних школ в 2020 году. Умение сочетать очные и удаленные форматы взаимодействия учащихся и преподавателей будет востребовано не только сейчас, но и после окончания пандемии.