10 прорывных проектов университетов Проекта 5-100 в терапии онкозаболеваний

10 августа 2020 года

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, онкологические болезни находятся на втором месте в списке основных причин смерти. Ученые всего мира беспрестанно ищут новые действенные способы диагностики и лечения рака. Участвующие в Проекте 5-100 университеты также отвечают на вызовы времени. Развитие практических исследований в сфере борьбы с онкологией стало одним из приоритетных направлений деятельности вузов.

Так, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) привлекли китайских коллег из Университета Миньцзян для совместного поиска перспективных противоопухолевых компонентов на основе биоресурсов Мирового океана. Научный коллектив под руководством завлабораторией фармакологии природных соединений Школы биомедицины ДВФУ Владимира Катанаева и профессора Ли Цзя приступил к исследованию препаратов, препятствующих развитию рака молочной железы.  Также ученые Дальневосточного университета вместе с немецкими и российскими партнерами разработали прототип лекарственного соединения против устойчивой к химиотерапии формы рака простаты.

Научный коллектив лаборатории биофотоники Томского государственного университета (ТГУ) совместно с онкологами из Томского национального исследовательского медицинского центра РАН разработал инновационный подход к диагностике злокачественной опухоли предстательной железы. Построенная компьютерная модель может с помощью искусственного интеллекта различать здоровые и патологические ткани с точностью 100%. Также потенциал AI томские исследователи применили для создания нового метода диагностики лимфедемы – тяжелой патологии, которая сопутствует радикальному лечению ряда онкологических образований. Применение многофотонной микроскопии и компьютерного анализа изображений, используемого для распознавания лиц и машинного обучения, дает возможность выявлять ранние симптомы этого осложнения.

Новым шагом в борьбе с онкологией стало исследование математиков Уральского федерального университета и Королевского университета Мадрида, результаты которого опубликованы в недавно вышедшем июльском номере высокорейтингового журнала Physica A: Statistical Mechanics and its Applications издательского дома Elsevier. В УрФУ разработали динамическую математическую модель взаимодействия иммунных и раковых клеток. Используя метод компьютерного эксперимента, ученые смогли высчитывать сценарии влияния клеток опухоли на иммунные процессы при воздействии случайных факторов.

По информации Федеральной службы государственной статистики, в России за последние десять лет заболеваемость раком выросла на 23,7%. Снизить этот показатель возможно при своевременном обнаружении и лечении болезни на ранних стадиях.

В журнале Med Sci Monit описаны недавние результаты совместной работы профессора-исследователя Института живых систем БФУ им. И. Канта Людмилой Мацковой с китайскими коллегами. Разработанный метод поможет обнаружить рак почек на ранней стадии. Эта болезнь часто первоначально протекает бессимптомно, причем лечение на поздних стадиях малоэффективно. Разработка ученых позволит как можно раньше выявлять заболевание, получая его точную характеристику. Это, в свою очередь, даст возможность подобрать эффективную терапию после установки диагноза.

Научный коллектив НИТУ «МИСиС» уже несколько лет занимается разработкой магнитных наночастиц для проведения диагностики и последующей терапии на основе магнетита. Недавно завершен очередной этап фундаментальных исследований – совместно с коллегами из России и Германии ученые из «МИСиС» изучили процесс формирования гибридных наночастиц «магнетит-золото», которые можно использовать для создания противоопухолевых препаратов. В перспективе это исследование поможет масштабировать до серийного процесс производства наночастиц.

Наночастицы активно применяются как для диагностики, так и для терапии раковых заболеваний. Ученые из МФТИ в сотрудничестве с исследователями из Института биоорганической химии РАН, Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН, МИФИ и Университета «Сириус» разработали новый неинвазивный метод наблюдения за наночастицами в крови пациентов. В ходе проведенного исследования научный коллектив изучил закономерности изменений наночастиц в кровотоке, что создало основу для последующей разработки эффективных лекарственных препаратов.

В лабораториях университетов  – участников Проекта 5-100 исследователи разрабатывают терапевтические системы, позволяющие повышать эффективность лечения пациентов и значительно улучшать качество жизни онкобольных.

Так, ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно с коллегами из Университета ИТМО и научных организаций Франции и Китая усовершенствовали технологию адресной доставки и активации противоопухолевого лекарства при помощи оптического лазера. Адресная доставка лекарств минимизирует побочные эффекты на организм, точечно концентрируя препарат в необходимых местах.

Сотрудник Мединститута РУДН, к. б. н. Кирилл Кирсанов создал серию новых противоопухолевых препаратов на основе комплексных соединений платины. Среди преимуществ изобретения – превосходящая существующие аналоги активность препарата для химиотерапевтического лечения при одновременной меньшей токсичности лекарства в отношении здоровых клеток.

Еще один уникальный для нашей страны проект реализовали сотрудники лаборатории медицинского материаловедения ТГУ. Ученые создали пористую керамику для производства индивидуальных имплантов, применяемых для закрытия дефектов костных тканей лица онкобольных пациентов. Это изобретение легло в основу разработки технологии реабилитации таких больных. В проекте помимо сотрудников ТГУ участвовали сотрудники ИФПМ СО РАН и НИИ онкологии Томского НИМЦ.  В России уже успешно проведена реконструктивно-восстановительная операция 26-летней пациентке, страдавшей саркомой верхней челюсти.

Научные коллективы университетов, участвующих в Проекте 5-100, вносят существенный вклад в борьбу с одной из тяжелейших болезней современности. Вузы создают новые лаборатории, организуют международные коллаборации для проведения мультидисциплинарных исследований, разрабатывают новые материалы и используют нанотехнологии для увеличения эффективности лекарственных средств. Все эти объединенные усилия преследуют одну цель – борьбу с онкологическими болезнями.