Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Искусственный интеллект поможет сделать правильный выбор

29 июля 2020 года

Цифровизация стала основным направлением развития человечества на годы вперед. Сегодня уже невозможно представить современную науку и образование без использования информационных технологий. Интернет перестал быть просто каналом, по которому удобно передавать знания, или местом для хранения информации. Сегодня глобальная сеть приобрела свойства искусственного интеллекта.

Конкурентоспособность российских университетов напрямую зависит от готовности и возможности внедрять инновации в учебный и научный процесс. Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, цифровые сервисы действительно делают обучение более доступным, простым и эффективным. Во-вторых, вузы должны быть привлекательными для абитуриентов, которые в силу своей молодости легко принимают новые технологии. В-третьих, IT-решения позволяют сделать высшее образование максимально персонализированным. И наконец, в-четвертых, в условиях ускоряющегося технического прогресса высшая школа должна оставаться гибкой и способной корректировать свои учебные программы в соответствии с требованиями времени.

В университетах – участниках Проекта 5-100 это хорошо понимают. Значительный шаг к повышению качества образования с помощью информационных технологий сделали в Тюменском государственном университете. Научный коллектив Института математики и компьютерных наук ТюмГУ предложил идею диагностики профессиональных компетенций студентов на основе данных их «цифрового следа». Под термином «цифровой след» подразумевается совокупность всей информации о студенте, в которую могут входить как сведения о его успеваемости и изученных учебных курсах, так и содержание работ, выполненных им за все время обучения в университете (рефераты, курсовые, выпускные квалификационные работы, статьи и пр.).

Тюменские педагоги используют технологию машинного анализа текстов, чтобы определить, какими навыками обладают студенты, изучающие информационные технологии. На следующем этапе данные сопоставляются с требованиями, указанными в вакансиях для IT-специалистов на популярном рекрутинговом сайте. Предложенный подход помогает оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка труда и выпускать специалистов с тем набором знаний, которые требуются работодателю. В свою очередь, студенты получают возможность формировать свою индивидуальную образовательную траекторию так, чтобы она максимально соответствовала их будущей профессии.

Всего авторами нового подхода были проанализированы 542 выпускные квалификационные работы и 879 описаний вакансий. Благодаря этому эксперименту удалось оценить актуальность существующих образовательных программ и объективный уровень профессиональной подготовки студентов. В дальнейшем результаты исследования использовались для актуализации базовых учебных курсов и включения в учебный план дополнительных элективных дисциплин.

Сотрудники Национального исследовательского Томского государственного университета намерены использовать искусственный интеллект для решения схожих задач. Сейчас в регионе идет работа по созданию объединенного цифрового пространства, которое станет частью крупного совместного проекта научных и образовательных организаций региона под названием «Большой Томский университет».

ТГУ выиграл грант на эту работу совместно с двумя другими вузами города в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Три томских университета (ТГУ, ТПУ, ТУСУР) вместе развивают такие направления, как управление на основе Big Data, индивидуальные образовательные траектории, образовательные технологии и компетенции для цифровой экономики.

В рамках совместного проекта группы ученых ведут исследования по узко специализированным направлениям. Неизбежно встает вопрос о подборе квалифицированных кадров в такие группы. Здесь на помощь приходит искусственный интеллект, способный подбирать команду на основе автоматизированного семантического анализа статей томских ученых. На данный момент в общей копилке Большого томского университета уже более 70 готовых IT-решений, доступных для использования всеми участниками проекта.

«Проект 5-100 объединяет ведущие университеты нашей страны. И в данных университетах, основываясь на опыте реализации программ повышения конкурентоспособности, понимают, что в современном мире невозможно стать лидером, не применяя новейшие информационные технологии. Конкуренция в сфере образования и науки будет стабильно расти. И те, кто не спешит использовать преимущества «цифры», рискуют оказаться в аутсайдерах. Университеты – участники Проекта 5-100 непрерывно ищут новые решения, чтобы расширить возможности своей образовательной и исследовательской деятельности. Результаты проводимой работы в значительной степени повлияли на трансформацию обозначенных вузов в ведущие мировые научно-образовательные центры», – сказала Надежда Полихина, руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр».