Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Валерий Фальков: 77% российских университетов готовы к проведению выпускной аттестации онлайн

20 мая 2020 года

По словам Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова, большинство российских университетов выразили готовность провести итоговую аттестацию студентов выпускных курсов и защиту выпускных квалификационных работ удаленно.

«77% российских вузов сохранили в этом году для выпускников и государственные экзамены, и защиту выпускных квалификационных работ», – сообщил Валерий Фальков в интервью российскому радио «Комсомольская правда». Всего 23% университетов пошли по другому пути и оставили только защиту дипломов как единственную форму государственной итоговой аттестации в этом году, отметил Фальков.

При этом Валерий Фальков уверен, что большинство российских вузов готовы к дистанционному приему итоговых экзаменов у студентов. В качестве инструмента подтверждения личности экзаменуемого и контроля за соблюдением процедуры сдачи экзамена он называет системы прокторинга. Прокторинг – это процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании, где за процессом сдачи экзамена наблюдает администратор – так называемый проктор. Он следит за действиями студента с помощью веб-камеры и видит, что происходит на мониторе компьютера испытуемого. Подобные технологии позволяют подтвердить личность кандидата, объективно оценить его знания, исключить шпаргалки. При этом испытуемому и проктору не обязательно находиться не то что в одном помещении, но даже в одном городе.

В ряде университетов – участников Проекта 5-100 имеются собственные системы прокторинга. Так, в Университете ИТМО добросовестность студентов собираются контролировать с помощью сервиса ITMOproctor, который не только ведет запись переговоров студента и проктора, но и фиксирует поведение обоих, при этом регистрируя состояние рабочего стола студента. Данный сервис позволяет применять методы биометрической идентификации по физиологическим или поведенческим характеристикам, анализирует психофизиологическое состояние и поведение экзаменуемого, что позволяет проконтролировать добросовестность студента.

НИТУ «МИСиС», в свою очередь, внедряет методы синхронного прокторинга для верификации онлайн-экзаменов. Систему синхронного прокторинга использует также НИУ ВШЭ. В этом вузе – участнике Проекта 5-100 пользуются сервисом Examus.

Для вузов, которые еще не определились с сервисом прокторинга или испытывают технические трудности при организации удаленных экзаменов, на базе национальной платформы «Открытое образование» 16 ведущих университетов России представят технологические решения, которыми можно будет воспользоваться. Данная платформа была создана ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», в которую входят МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также 6 университетов – участников Проекта 5-100: МФТИ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, СПбПУ, УрФУ и Университет ИТМО.

Как отмечает Валерий Фальков, часть российских университетов сотрудничают с крупными телекоммуникационными корпорациями. В качестве примера такого сотрудничества Министр приводит кооперацию УрФУ с компанией «Ростелеком», крупнейшим российским провайдером цифровых услуг и сервисов.

Что касается промежуточных экзаменов, которые студенты сдают для перевода на следующий курс, то в случае, если дистанционно сдать экзамен не представляется возможным, он будет перенесен на более позднее время. «Вузы приняли единогласное решение: если на переводных курсах необходимы экзамены-практикумы, то все они сдвигаются на другое время, например на осень. Такой вариант также разрешен законодательством. Студент должен освоить программу в любом случае, пусть не на втором, а на третьем курсе», – подчеркнул Валерий Фальков.