Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Искусство онлайн, киберфизкультура и другие виртуальные находки университетов Проекта 5-100

20 мая 2020 года

Переход на удаленное обучение поставил перед преподавателями вузов необычные задачи. Как организовать занятия по предметам, которым никогда не обучали виртуально? Как понять, что внимание студентов рассеялось и нужно восстанавливать контроль над аудиторией? При поиске ответов на эти и другие вопросы обнаружилось, что у дистанционного обучения есть даже некоторые преимущества перед очным. В университетах – участниках Проекта 5-100 знают, как сделать онлайн-образование интересным, нестандартным и динамичным.

Компьютерная программа, анализирующая мимику, голос и активность слушателей в чатах, позволяет преподавателям Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) оценивать вовлеченность студентов, чтобы при снижении их интереса корректировать ход занятий. Проект, над которым работают магистранты Школы цифровой экономики ДВФУ (лаборатория искусственного интеллекта), сейчас проходит испытание на нескольких курсах и, как предполагается, будет распространен на весь вуз.

В Новосибирском государственном университете (НГУ) нашли свои способы удержать аудиторию – и не только удержать, но и расширить. Старший преподаватель экономического факультета НГУ Владислав Силкин воспользовался тем, что с переходом на онлайн-обучение стало проще привлекать международных экспертов. По словам ученого, приглашение иностранных специалистов позволило увеличить посещаемость его спецкурса втрое: ряды слушателей пополнились не только выпускниками-экономистами, но и студентами и аспирантами других факультетов, в частности лингвистами, желающими послушать носителей языка.

На кафедре сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (РУДН) доцент Дарья Казаринова и ассистент Владислав Бутенко проводят занятия в форме дискуссии двух экспертов. Этот прием, применявшийся ими и раньше, оказался особенно эффективным при онлайн-обучении, требующем более динамичной подачи материала. По мнению Дарьи Казариновой, метод хорошо подходит для работы с магистрами и для учебной практики аспирантов.

Дистанционный образовательный процесс предполагает не только взаимодействие преподавателей и слушателей, но и взаимопомощь студентов. Учащиеся Томского политехнического университета (ТПУ) перевели в Интернет волонтерский проект «Скорая образовательная помощь»: пятеро старшекурсников «подтягивают» 130 первокурсников по пяти предметам, помогая им готовиться к проверочным работам.

В Сеть уходят не одни будущие инженеры. Студенты и преподаватели Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) разместили свои работы на платформе HSE Online Gallery. Здесь можно увидеть 12 автопортретов, выполненных магистрантами образовательного профиля «Современная живопись». По замыслу создателей, проект, получивший название «Перезвони на домашний», должен отражать новую реальность, с которой обществу приходится иметь дело из-за пандемии.

Виртуальную лекцию или выставку представить себе легко. Но бывают ли дистанционные занятия физкультурой? Да! Студенческий спортклуб Университета ИТМО предлагает несколько вариантов онлайн-тренировок, включая киберспортивные соревнования. Студенты могут участвовать в вебинарах по киберспорту, изучать стратегию и тактику онлайн-игр – и получить зачет по физкультуре, если наберут на турнирах достаточно баллов.

В Томском государственном университете (ТГУ) в помощь сотрудникам вузов запустили краудфандинговый проект «Онлайн – преподавателю: эффективно и просто». На официальном сайте проекта и на его страницах в соцсетях размещается полезная информация: методические рекомендации, разборы примеров (кейсов), советы, касающиеся организации удаленного образования. Портфель материалов ежедневно пополняется.

Российские университеты успешно адаптируются к дистанционной образовательной среде, а их преподаватели ищут все новые методы, позволяющие учить на расстоянии с не меньшей эффективностью, чем очно, и активно взаимодействуют друг с другом, делясь своими находками.