Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Время «двойной компетенции»: разделение на технарей и гуманитариев уходит в прошлое

15 мая 2020 года

Реализация национальных проектов и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2024 года создает потребность в специалистах, владеющих компетенциями, которые позволят им гибко адаптироваться к актуальным трендам рынка труда, тенденциям технологического и социально-гуманитарного развития, уверены эксперты. Могут ли такими кадрами в мире технологий стать те, кого еще недавно было принято причислять к чистым гуманитариям?

Положительный ответ на этот вопрос дает новая образовательная программа Уральского федерального университета (УрФУ) «Цифровая гуманитаристика». Созданная учеными-гуманитариями совместно с СКБ Контур – одним из крупнейших в России разработчиков ПО, она призвана обучить студентов универсальным навыкам работы с данными. Предполагается, что круг отраслей, в которых смогут трудоустроиться выпускники, будет очень широк – от бизнес-аналитики до лингвистики. Научный руководитель направления «Цифровая гуманитаристика», директор департамента «Филологический факультет» УрФУ Анна Плотникова уверена, что, например, социолог, умеющий обращаться с языком программирования SQL, в современной экономике легко найдет применение своим способностям.

Мнение о том, что «двойная компетенция» стала важным конкурентным преимуществом на рынке труда, разделяют и другие представители вузов – участников Проекта 5-100. Так, Константин Воронцов, руководитель лаборатории машинного интеллекта Московского физико-технического института (МФТИ), считает, что, если программист будет одновременно лингвистом, или социологом, или юристом, это сделает его востребованным, высокооплачиваемым работником.

Эксперты убеждены: традиционная дихотомия «технарь – гуманитарий» устарела. Более того, в школе такое противопоставление, само по себе условное и искусственное, может оказаться даже вредным, поскольку способно лишить детей стимула к изучению точных наук и стать причиной заниженной самооценки. «Нужно проводить диагностическое тестирование и смотреть, насколько у человека развиты коммуникативные навыки и hard skills (технические профессиональные навыки. – Ред.)», – полагает Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ). Обнаружив у ребенка склонность к определенной группе предметов, хороший педагог обязан, разумеется, ее развивать, но при этом должен помогать подопечному осваивать и другие дисциплины. Анна Плотникова соглашается: «„Гуманитарий“ и „технарь“ – это своего рода ярлыки, которые на нас навешивают еще в школе и которые в более зрелом возрасте могут неоправданно ограничивать наше понимание собственных возможностей. Бороться с этим явлением нужно со школьной скамьи, как можно раньше формируя у ребенка понимание того, что интеллектуальное развитие не может быть односторонним».

Тем, кто получил гуманитарное образование, было бы, конечно, трудно овладеть строго технической специальностью и вступить в конкуренцию с профессионалами. Но это и не нужно: приложить свои силы они могут в любой из все более многочисленных молодых областей, для которых не существует устоявшейся образовательной традиции и которые нельзя однозначно определить как технические или гуманитарные. В качестве примера Анна Плотникова приводит работу системного аналитика в сфере IT: он должен и разбираться в технологии производства того продукта, который выпускается его предприятием, и понимать интересы конечного потребителя.

Наличие у сотрудников как гуманитарных, так и технических навыков полезно еще и тем, что улучшает профессиональное взаимопонимание, необходимое для успешной коллективной работы. Профессор Зоя Резанова, заведующая лабораторией когнитивных исследований языка Томского государственного университета (ТГУ), не сомневается: будущее – за междисциплинарными командами, в которых специалисты с разными компетенциями не соперничают, а сотрудничают.

В условиях «цифрового поворота» спрос на кадры, обладающие знаниями в разных областях, неуклонно растет, а работникам приходится приобретать все новые знания и навыки, тем более что за свою жизнь они могут сменить не один вид деятельности. На это указывает руководитель ЦМИТ «ФабЛаб ТюмГУ» (Тюменского государственного университета) Дмитрий Яковлев, отмечая, что постоянное обучение уже стало нормой.