Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Вебинары и верификация: университеты готовятся к дистанционной сессии

10 апреля 2020 года

Российские университеты готовы организовать сдачу сессий в дистанционном формате. Об этом заявил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе заседания рабочей группы  по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации. «Есть понимание, что итоговые и промежуточные экзамены можно организовать удаленно, с помощью цифровых технологий», – сказал Министр.

Экзамены и защиты удаленно российским университетам, в том числе участникам Проекта 5-100, позволит провести развитая цифровая инфраструктура в сочетании с опытом их преподавателей.  В распоряжении университетов – системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS), электронные сервисы и онлайн-платформы.

Эксперты отмечают, что сегодня нет недостатка в инструментах, позволяющих дистанционно проводить тесты, зачеты и экзамены разного уровня, в том числе промежуточные аттестации и защиты выпускных квалификационных работ (ВКР). Выбор ресурса зависит от того, является ли испытание устным или письменным.

Для устных зачетов и экзаменов (считают в вузах) хорошо подходят вебинары. Именно в режиме вебинара предполагает организовать прием экзаменов и защиту курсовых Томский политехнический университет (ТПУ). При этом, как подчеркивает проректор ТПУ по образовательной деятельности Михаил Соловьев, будут соблюдаться все необходимые процедуры: ведение экзаменационного протокола, фиксация нарушений и т. п.

Организовать вебинар или видеоконференцию можно с помощью сервисов Cifru-Meet, Skype, Zoom и др. «В этом случае целесообразно разделить студентов на мини-группы, назначить каждой срок для прохождения контрольного мероприятия, дать время на подготовку. Такой формат удобно реализовывать с ассистентом, который будет следить за добросовестностью подготовки к ответу. Опрос студента лучше проводить в отдельной „комнате“, сеансе», – говорит Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса Университета ИТМО.

Для проведения письменных экзаменов и тестов университеты могут использовать как сторонние ресурсы: Google Forms, Kahoot!, Mentimeter, Moodle, – так и собственные электронные платформы. В Университете ИТМО, например, разработана система дистанционного обучения AcademicNT с функцией «Электронный практикум». «Можно загрузить билеты в систему в виде электронного практикума, и студенту случайным образом будет выдан один билет. В этом же практикуме студент может прикрепить свой ответ в электронном виде», – поясняет Ольга Елисеева.

В РУДН для проведения аттестационных испытаний в письменной форме планируют использовать как портал университетской Телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС), так и MS Teams из пакета Office 365 – инструменты, с помощью которых сейчас осуществляется дистанционное обучение. Студенты ТПУ будут выполнять задания в форме компьютерного тестирования на собственной платформе вуза, причем правильность ответов будет проверяться автоматически.

Аттестацию, предусматривающую защиту проекта или презентации, тоже можно организовать онлайн, поручив студентам записать видео своего выступления и выложить его на облачном сервисе. Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отмечает, что виртуальные симуляторы позволяют выполнять удаленно и некоторые лабораторные работы.

Дистанционной может стать даже защита ВКР с заседанием государственной экзаменационной комиссии и проверкой личности сдающего. По словам Алевтины Черниковой, в НИТУ «МИСиС» в этом случае для верификации будут использоваться электронные подписи, а защита будет проходить в режиме реального времени на платформе MS Teams.

В Университете ИТМО добросовестность студентов проконтролируют с помощью ITMOproctor. Этот сервис ведет запись как переговоров студента и проктора, или наблюдателя, так и поведения обоих, одновременно регистрируя состояние рабочего стола студента. Система, в которой уже проведено более 10 000 экзаменов, «состоит из двух частей – приложения экзаменуемого и приложения наблюдателя, позволяет применять методы биометрической идентификации по физиологическим или поведенческим характеристикам, анализирует психофизиологическое состояние и поведение экзаменуемого», – рассказывает Ольга Елисеева.

В НИТУ «МИСиС» преподаватели и специалисты Школы педагогического мастерства подбирают и внедряют методы синхронного прокторинга для верификации онлайн-экзаменов. В других вузах, например в ТПУ, для этого используют внешние сервисы. По мнению Ольги Петровой, проректора по учебной работе Университета Лобачевского, большой трудности онлайн-идентификация студентов не представляет.

Проректор по учебной работе РУДН Александр Ефремов убежден, что дистанционные образовательные технологии позволят вузам сделать следующий шаг на пути к преобразованию  аттестационного процесса – начать оценивать мышление студентов и понимание ими материала, тогда как сейчас проверку проходит скорее их память. По словам специалиста, изменить следует не формат, но само содержание контрольных мероприятий. Необходимо предлагать комплексные задания, выполнение которых потребует от студента совершить несколько мыслительных операций и продемонстрировать ряд компетенций, а не просто, узнав типовую задачку, припомнить нужную формулу.