Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Альтернативная образовательная реальность: онлайн-курсы, VR и AR в университетах Проекта 5-100

20 марта 2020 года

«Мы давно занимаемся онлайн-образованием, но никто не ожидал, что оно получит такой мощный толчок к развитию», – сказал Лиу Шухуа, заместитель директора Научно-исследовательского центра международного образования Чжэцзянского университета в ходе семинара, состоявшегося на этой неделе на базе НИУ ВШЭ.

В настоящее время многие страны мира переводят свои университеты на дистанционное обучение. В этих условиях особое внимание уделяется современным образовательным технологиям, которые позволяют обеспечить непрерывность образовательного процесса. Ведущие российские вузы, в том числе университеты – участники Проекта повышения глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров(Проекта 5-100), имеют опыт создания цифровой среды, которым они готовы поделиться с другими образовательными организациями. С этой целью на базе ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет вузы Проекта 5-100 в целях координации их деятельности и обеспечения сетевого взаимодействия, по рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации создан контактный центр для помощи российским университетам, переходящим на дистанционное обучение.

Несмотря на то что переход на дистанционное обучение стал вынужденной мерой, сложившаяся ситуация может ускорить развитие рынка онлайн-образования, считают эксперты. В настоящее время на дистанционный формат обучения перешли примерно 65% российских университетов, подведомственных Минобрнауки. Для эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по инициативе Минобрнауки был сформирован перечень онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе. В списке представлены курсы ведущих российских университетов, в том числе вузов – участников Проекта 5-100, включая НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, МФТИ, Самарский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, ТГУ, ТюмГУ и УрФУ.

Опыт, накопленный университетами Проекта 5-100 в области дистанционного обучения, включает не только организацию онлайн-курсов, но и внедрение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в учебный процесс. Технологии «альтернативной образовательной реальности» позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а некоторые практикумы, например проведение лабораторных работ, – более безопасными.

Уже сейчас ТГУ активно развивает свой масштабный цифровой проект «Виртуальный университет 4.0». Лаборатория виртуальной и дополненной реальности, укомплектованная современным оборудованием, позволяет студентам работать с интерактивными 3D-моделями оборудования и отрабатывать механику различных процессов. Преподавателям данный проект позволяет создавать интерактивные курсы.

В ТПУ, в свою очередь, разработали виртуальную копию работающего в вузе исследовательского ядерного реактора. Ее можно использовать как на обычном компьютере, так и с помощью инструментов виртуальной реальности. Представители университета заявили о готовности предоставить полную версию виртуального реактора другим российским вузам. Всего в настоящее время в ТПУ создано более 200 виртуальных лабораторных установок, которые позволяют обеспечить взаимодействие преподавателя и студента онлайн. Виртуальные лабораторные комплексы, которые моделируют практические занятия, активно применяются также в ЮУрГУ.

Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют повысить эффективность преподавания не только технических и естественно-научных, но и гуманитарных дисциплин. Так, в ДВФУ начался набор на программу «Разговорный английский язык с использованием VR-технологии». В ходе обучения студенты будут проходить речевую практику с носителем языка на платформах виртуальной реальности, где будут моделироваться различные жизненные ситуации.

Иммерсивные образовательные технологии позволят вузам не только обеспечить непрерывное обучение студентов различных специальностей в связи с временным переходом на дистанционное обучение, но и в целом готовить специалистов, соответствующих запросам современного рынка труда.

«Перспективы использования технологий виртуальной реальности, или погружения, огромны. Эти технологии уже вышли за стены лабораторий. Их массовое распространение началось. Есть много причин полагать, что они со временем станут широко использоваться во всех сферах человеческой деятельности, потеснят клавиатуру и мышь, превратятся в распространенный способ взаимодействия человека с глобальной вычислительной средой», − считают авторы коллективной монографии «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования», подготовленной Институтом образования НИУ ВШЭ.