Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Реформа аспирантуры: диссертация требует защиты

11 марта 2020 года

В феврале 2020 года Государственная дума приняла в первом чтении проект закона об аспирантуре, разработанный Министерством науки и высшего образования. Он снова делает обязательной защиту аспирантом диссертации на соискание степени кандидата наук.

Сейчас аспирантура, рассматриваемая как третья ступень высшего образования, направлена скорее на освоение учебной программы, чем на исследовательскую работу и подготовку диссертации. Итогом обучения является представление научного доклада об основных результатах диссертации, но защищать ее действующие правила не обязывают.

О необходимости принятия закона, который бы устранил разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней, эксперты говорят давно. Проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (МФТИ) Виталий Баган констатирует: «В российском образовании наблюдается не очень высокий процент защит: разные эксперты приводят оценку от 15% до 18%».

Существенное уменьшение числа защит часто связывают с тем, что в 2013 году положение об обязательной защите кандидатской диссертации было отменено. Действительно, если в 2011 году было защищено 22 508 кандидатских, то в 2014 году – только 9693. Эти данные приводят представители Центра социологии высшего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ): директор Наталья Малошонок, старший научный сотрудник Евгений Терентьев и научный сотрудник Сауле Бекова.

Виталий Баган убежден, что отказ от защиты диссертации крайне неблагоприятно сказывается на карьере начинающих исследователей. Он поясняет: «Молодые ученые, которые не торопятся с защитой диссертации, продлевают для себя время обучения и период, когда они не могут получить грант на создание собственной научной группы, тем самым увеличивая тренировочный шаг в науке». И хотя многие из них публикуются в высокорейтинговых журналах, включая «Нейчер» (Nature) и «Сайенс» (Science), следующий этап научной карьеры им не начать без защиты диссертаций, к которой и будет поощрять новый закон.

При этом, как замечает Виталий Баган, нельзя забывать о совершенствовании системы стимулов для аспирантов. Меры такого рода предусмотрены, в частности, национальным проектом «Наука». Они включают грантовую поддержку, для получения которой аспирант обязан подготовить публикации и представить к защите диссертацию. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) уже выдал гранты полутора тысячам аспирантов. Согласно целевым показателям нацпроекта, к 2024 году доля защит в российской аспирантуре в целом должна возрасти до 24%, а в ведущих университетах – до 40%.

Не приведет ли, однако, обязанность защищать диссертацию к тому, что аспиранты, страхуясь от неудачи, будут выбирать заведомо более легкие темы? В вузах – участниках Проекта 5-100 не видят поводов для тревоги. «Все-таки кандидатская диссертация сегодня – это история не про научный прорыв, это больше необходимый кирпичик в построении научной карьеры. Никто ни в России, ни за рубежом не дает аспирантам поисковых, высокорисковых тем, в которых не прослеживается конкретный результат», – говорит Роман Оствальд, заместитель проректора по научной работе и инновациям – начальник управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры Томского политехнического университета (ТПУ). За рубежом, правда, есть такое понятие, как исследования с высоким риском, без гарантированного результата, когда речь идет о получении принципиально нового научного знания. Но эти работы – особая статья: ведут их, как правило, молодые «постдоки», финансируют специальные программы и фонды, а в научных организациях, где они проводятся, полностью отдают себе отчет в связанном с ними риске.

Чтобы в науку шло больше молодых талантов, нужны комплексные меры, которые позволили бы повысить привлекательность аспирантуры и эффективность подготовки научных кадров. По мнению Александра Сорокина, руководителя Сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Тюменского государственного университета (ТюмГУ), важно обеспечить баланс образовательной и исследовательской нагрузки аспиранта, мобильность, необходимую ему для сбора информации и проведения исследований, а также добросовестное исполнение его научным руководителем своих обязанностей.

В ТПУ, как подчеркивает Роман Оствальд, много вкладывают в повышение мобильности аспирантов, организуя для них стажировки и содействуя их участию в научных мероприятиях в России и за рубежом. «Молодой ученый вырывается из привычной для себя среды, видит процесс организации исследований в других университетах, общается с коллегами, экспертами, что помогает ему переосмыслить свою текущую работу и выйти на качественно новый уровень», – отмечает специалист. Для поддержки молодых ученых – магистрантов и аспирантов в ТПУ создан Центр научной карьеры, осуществляющий сопровождение их заявок на стипендиальных и грантовых конкурсах и реализующий программы мобильности.

В другом университете – участнике Проекта 5-100, МФТИ, принято подвергать рассмотрению результаты работы аспирантов на третьем и четвертом курсе обучения и материально поощрять тех, кто активно публикует статьи в научных изданиях и выступает на конференциях. А Уральский федеральный университет (УрФУ) создает условия для того, чтобы аспиранты проходили параллельное обучение за границей, получали двойные дипломы о присвоении ученой степени PhD и выступали в печати в соавторстве с зарубежными коллегами.

Новый порядок обучения в аспирантуре будет мотивировать молодых людей теснее связывать свою судьбу с наукой, чему также будет способствовать предусмотренное нацпроектом «Наука» увеличение числа рабочих мест для исследовательского персонала в лабораториях и научно-образовательных центрах и обновление приборной базы ведущих научных организаций.