Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


2+2+2 = «пять» за востребованность на рынке труда

04 февраля 2020 года

В университетах Проекта 5-100 – дни открытых дверей: ведущие российские вузы знакомят абитуриентов и их родителей со своими образовательными программами, стремясь облегчить будущим студентам выбор направления обучения.

Эксперты убеждены: высшая школа должна оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы рынка труда, что требует отказа от традиционных подходов в пользу индивидуализации образования. По мнению ректора Уральского федерального университета (УрФУ) Виктора Кокшарова, студентам надо позволить «корректировать образовательную траекторию», чтобы они могли приобретать востребованные рынком компетенции и успешно трудоустраиваться.

Это пожелание созвучно словам президента Владимира Путина из недавнего послания Федеральному собранию: «Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать».

Как сообщили в комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, пилотный проект, позволяющий студентам менять специальность по завершении второго года обучения, может быть запущен в России в следующем году.

Между тем возможность корректировать свой индивидуальный образовательный маршрут уже имеют студенты ряда российских вузов, включая таких участников Проекта 5-100, как БФУ им. И. Канта, ДВФУ, МФТИ, НИЯУ «МИФИ», НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», РУДН, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет ИТМО, ЮУрГУ и др.

Так, в СПбПУ обучение с 2014 года строится по принципу «2+2+2»: четыре года бакалавриата, два – магистратуры, причем, изучив основы, скажем, машиностроения, студент уже на втором курсе может выбирать специализацию: транспортное, энергетическое, электронное машиностроение, станкостроение и т. д.

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина замечает: «Формирование единой базовой подготовки в течение первых двух лет позволяет обеспечить гибкость организации обучения и возможность перехода с одной образовательной программы на другую в рамках одной профессиональной группы».

И не только внутри группы, но и между смежными группами: учащиеся могут, почти без потери времени и с минимумом пересдач, перейти, например, с направления «Энергетика» на направление «Машиностроение».

«2+2+2 – та модель образования, которая позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Более того, она дает студенту возможность менять эту траекторию и выходить за границы обязательной профессиональной подготовки, получая навыки, необходимые для цифровой экономики», – полагает ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

В ТюмГУ в рамках образовательной модели, действующей с 2017 года, студенты вправе поменять направление подготовки уже после первого курса, поскольку в первый год обучения они «по сути, проходят общеобразовательный блок и немного профессиональных дисциплин», как поясняет и. о. ректора ТюмГУ Елена Тумакова.

Среди преимуществ нового подхода перед классическими образовательными программами, готовящими специалистов «конвейерным» методом, эксперты выделяют возможность оптимизировать и индивидуализировать обучение в соответствии с запросами рынка.

Другое достоинство – практикоориентированность: чем лучше выпускник решает практические задачи, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда и шире выбор областей, в которых он может найти себе применение.

Университеты – участники Проекта 5-100 придают большое значение и этой составляющей подготовки выпускников. Так, в УрФУ разработан комплекс мер профессионального развития студентов и внедрена модель проектного обучения в рамках индивидуальных образовательных траекторий: с первого курса студенты работают над реальными задачами-«кейсами» под руководством опытных сотрудников компаний-работодателей.

Студент академической кафедры Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) МФТИ имеет возможность вместе со своим научным руководителем «прийти на проект» на индустриальную кафедру. «Уже на третьем курсе, а порой и на первых двух молодые люди участвуют в реализации практических кейсов в лабораториях крупнейших корпораций IT-индустрии: Яндекса, ABBYY, 1С, Сбербанка и других», – говорит директор ФПМИ Андрей Райгородский.

По мнению экспертов, внедрение нового образовательного формата позволит студентам приобретать знания и навыки помимо тех, что предусмотрены обязательной профессиональной подготовкой. Это повысит востребованность молодых специалистов: имея возможность на раннем этапе обучения корректировать план своего профессионального развития и принимать участие в проектах под руководством сотрудников крупнейших компаний, они будут выходить на рынок занятости с опытом практической деятельности, отвечающим требованиям лучших работодателей.