Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Учитель – профессия будущего: эксперты о современном педагогическом образовании

28 января 2020 года

«Учитель живет до тех пор, пока он учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», ― писал классик отечественной педагогики XIX века Константин Ушинский. С тех пор учительская профессия сильно изменилась, но эта истина не устарела: от учителя сегодня, как никогда, требуется непрерывное самообразование – быстрое освоение передовых знаний, технологий и практик.

В решении задач национального проекта «Образование» и подготовке кадров для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2024 года школьные преподаватели призваны играть особую роль: высокое качество общего образования, являющееся, по мнению экспертов, одной из важнейших предпосылок для успешного развития государства, во многом зависит от профессионализма школьного учителя. Это подтверждают многочисленные исследования, включая те, что проводятся в рамках PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.

С учетом новых задач меняются и квалификационные требования к учителю: они отражают появление у него дополнительных функций, иную расстановку акцентов в его профессиональной деятельности. Сегодня уже недостаточно просто преподавать предмет: учитель должен участвовать в управлении образованием, разрабатывая для каждого ученика – и совместно с ним – индивидуальный образовательный маршрут. Это требует от педагога активной личностной позиции и постоянного самообразования, основанного на профессиональной рефлексии.

«Учителя будущего должны детей понимать, понимать механизмы их развития. Важно не столько учить, сколько создавать условия для развития. Пока что наши программы призывают к доминирующей роли учителя, хотя на самом деле дети во многом умнее нас – их надо направлять, быть внимательным и понимающим по отношению к ним», – уверена Антонида Лукина, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

Эксперты подчеркивают, что задача школьного педагога не ограничивается передачей готовых знаний: он должен учить своих подопечных самостоятельно находить и грамотно использовать информацию. Следовательно, учитель обязан быть в курсе современных технологий, уметь работать с электронными образовательными ресурсами, приборами и приложениями.

«Профессия меняется. Уже сегодня учитель – организатор образования ребенка. Не детей, не всего класса, а именно каждого отдельного ребенка: современные технологии дают колоссальные возможности для индивидуализации, о чем так мечтали многие поколения учителей... Утихли разговоры о том, что компьютер заменит учителя: пришло понимание, что информационные технологии не заменяют учителя, а становятся инструментом его работы. Эта новая дидактика требует совсем иных компетенций учителя. По существу, это – менеджмент. Это – вызов для всей системы педагогического образования, которая, не скроем, пока не слишком готова к таким изменениям», – считает Оксана Мартыненко, директор Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Эксперты сходятся во мнении, что учитель будущего должен владеть и так называемыми soft skills, т. е. иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения.

«Педагог будущего, на мой взгляд, должен обладать высоким уровнем soft skills, hard skills, владеть современными интерактивными средствами подачи материала, навыками грамотной презентации и т. д.», – говорит Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого.

Может ли высшая школа помочь средней идти в ногу со временем? Университеты – участники Проекта 5-100 доказывают, что да. Например, в Балтийском федеральном университете (БФУ) им. И. Канта с 2017 года как отдельное структурное подразделение функционирует Институт образования. Сегодня здесь около 1 400 студентов проходят обучение по двадцати трем образовательным программам. Готовя выпускников по укрупненной специальности «Образование и педагогические науки», институт вносит важный вклад и в решение важнейших узкопрофильных задач региона. 

«За все время существования педагогического образования в нашем университете мы еще никогда не объединялись в такую сложную структуру, позволяющую проводить исследования в области профессионального и дополнительного образования, лингвистического образования, специальной педагогики и психологии, когнитивной психологии, психолингвистики и общей педагогики», –  поясняет директор Института образования БФУ, доктор педагогических наук, профессор Анна Бударина. По ее словам, «институт образования» – это устойчивое наименование (аналог university of education, успешно работающей международной модели), которое предопределяет выбор цели – создание трансрегионального центра, разрабатывающего современные технологии и содержание педагогического образования мирового уровня. При этом образование понимается как фундаментальный вид деятельности цивилизации, «который способен стать одним из ключевых факторов формирования региональной образовательной экосистемы в модели социально-педагогического образовательного округа».

Призывы экспертов готовить будущего педагога со школьной скамьи находят отклик у ведущих вузов страны. Программу профориентационной работы со школьниками осуществляют в СПбПУ. Развитием систем профессиональной ориентации для средних учебных заведений занимаются и в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ). Не забыто и другое направление деятельности – создание профильных классов. Так, Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета (ТюмГУ) курирует в школах Тюмени психолого-педагогические классы. Их образовательные программы, призванные способствовать осознанному профессиональному самоопределению учеников, состоят, как правило, из серии базовых и элективных курсов, реализуемых в форме педагогических мастер-классов, творческих лабораторий и психологических тренингов, а также социальной практики.

Российские вузы не только готовят «с парты» будущих учителей, но и работают с действующими. В частности, СПбПУ открывает курсы, направленные на повышение коммуникативной компетентности педагогов. Это – комплексная, многоуровневая программа, в разработке которой участвовали лингвисты, педагоги-психологи, бизнес-тренеры. «Крайне важно создавать уникальный грамотный продукт, который будет способствовать личному росту педагога. Необходимо в процессе переквалификации обогащать опыт учителя современными интерактивными средствами, готовить рабочие тетради, в которых емко, содержательно и структурированно будет представлена вся необходимая информация», – отмечает Анастасия Таболина. 

Эксперты убеждены: профессия учителя останется востребованной. «Учитель – это не “вымирающая” профессия», – говорит Анна Бударина, определяя образцового сегодняшнего педагога как «рефлексирующего практика, умеющего моделировать современную образовательную среду». Рефлексия, по ее словам, и составляет отличие живой педагогической деятельности от алгоритмизированных производств.