Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Рейтинги: инструмент или зеркало университетского прогресса?

06 сентября 2019 года

Все больше государств включается в гонку за наиболее высокие стандарты высшего образования. Подобная тенденция во многом обусловлена тремя факторами.

Во-первых, экономическими соображениями, так как высокий уровень качества жизни населения в значительной степени обусловлен наличием возможности в стране получать качественное образование, которое впоследствии может быть конвертировано в развитие производства, науки, здравоохранения, позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами, а специалистам, в свою очередь, предоставит возможность реализовать свой потенциал и обеспечить себе комфортный уровень жизни.

Во-вторых, политическими соображениями, так как страна с сильной инновационной экономикой и развитыми политическими институтами становится значительно более привлекательным партнером для сотрудничества в различных областях, а также имеет значительно больше возможностей влиять на глобальные процессы.

В-третьих, имиджевой составляющей, которая влияет в том числе на инвестиционную привлекательность страны. Страна, производящая высококлассных специалистов, востребованных на международных рынках, и являющаяся домом для лауреатов различных международных премий, приобретает репутацию лидера по развитию интеллектуального потенциала. Эта репутация, в свою очередь, привлекает как инвесторов в высокотехнологичные отрасли, так и иностранных граждан, желающих получить образование или реализоваться в стране в качестве специалиста.

Обозначенная тенденция в значительной степени повлияла на процесс разработки и запуска инициатив превосходства в сфере образования, который охватил большое количество стран, в том числе Германию, Францию, Китай, Республику Корея, Японию, Саудовскую Аравию и другие страны.

Будучи частью глобального научно-образовательного пространства, Россия не может игнорировать общемировые тенденции.

С целью повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации, а также российской системы высшего образования в целом реализуется инициатива превосходства в области образования – Проект 5-100.

Одним из основных факторов конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. В этом процессе рейтинги играют значительную роль: попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но также для работодателей, инвесторов и государства.

Рейтинги университетов также являются одним из инструментов оценки эффективности работы вузов. Многообразие рейтингов, в свою очередь, позволяет делать сравнение университетов более объективным, а также проводить такое сравнение по различным направлениям, индикаторам, научным областям. Рейтинги в той или иной степени позволяют понять университету, где он находится на мировой арене, в регионе, в стране, оценить свои сильные и слабые стороны и т. д.

Выбор того или иного рейтинга в качестве инструмента оценки проводимой работы должен осуществляться с учетом специфики университета. Наиболее авторитетными из существующих мировых рейтингов на данный момент являются ARWU (Academic Ranking of World Universities), THE (The Times Higher Education World University Rankings) и QS (QS World University Rankings). Именно данные рейтинги были рекомендованы Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров в качестве ориентиров для университетов – участников Проекта 5-100. На данные рейтинги ориентируется и национальный проект «Образование» в направлении определения глобальной конкурентоспособности российской системы высшего образования. При этом линейка рейтингов трех обозначенных рейтинговых агентств достаточно обширна.

Помимо оценки работы университетов, рейтинги могут быть использованы как возможный механизм отбора партнеров как за рубежом, так и в России, например для проведения совместных научных исследований или создания совместной образовательной программы. В данном случае представляют особый интерес не только и не столько институциональные рейтинги (поскольку количество ранжируемых в них университетов существенно ограничено с точки зрения общего количества университетов в мире), сколько узконаправленные предметные рейтинги или региональные рейтинги. Они помогают понять университету компетенции потенциального партнера, а также его видимость в конкретном регионе.

Рейтинги университетов также востребованы у студентов и абитуриентов: многие рейтинговые агентства рассматривают их как свою основную целевую аудиторию. И в данном случае могут быть интересны специализированные рейтинги, например рейтинг по трудоустройству выпускников, рейтинг самых интернациональных университетов мира и т. д.

Основываясь на мировых рейтингах университетов, следует отметить следующие достижения российских университетов.

На 02.09.2019 в топ-100 ведущих мировых рейтингов (институциональных, отраслевых, предметных) входит 13 российских университетов, в том числе семь университетов – участников Проекта 5-100 (в 2012 году только один российский университет входил в топ-100). Университеты – участники Проекта 5-100 входят в топ-100 в таких предметных областях, как социология, политика и международные отношения, экономика и эконометрика, математика, физика, информатика и информационные технологии, горные науки и горное дело (инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых), металлургия, машиностроение, автоматизация и управление. Таким образом, университеты – участники Проекта 5-100 демонстрируют успехи не только в традиционно сильных для российской науки областях, но и там, где Россия не имела достаточно сильных позиций.

Помимо расширения присутствия российских университетов, в том числе за счет университетов – участников Проекта 5-100, в высших рейтинговых диапазонах предметных рейтингов, российская высшая школа активно продвигается и в рейтингах, имеющих более широкую научную направленность, а именно в отраслевых рейтингах. По итогам выхода отраслевого рейтинга QS в 2019 году, три российских университета входят в топ-100 (в том числе два университета – участника Проекта 5-100): МГУ им. М.В. Ломоносова, НГУ, НИУ ВШЭ. Еще пять российских университетов вошло в рейтинговый диапазон 101-200 отраслевых рейтингов (четыре из них – университеты – участники Проекта 5-100): МФТИ, НГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ. Всего в отраслевые рейтинги входит 20 российских университетов, в том числе 13 университетов – участников Проекта 5-100. При этом, например, в 2013 году в отраслевых рейтингах было представлено только два российских университета (не университеты – участники Проекта 5-100), в топ-100 – только один.

Таким образом, комплексный подход к развитию университетов – участников Проекта 5-100, который изначально был заложен в программы повышения конкурентоспособности, доказал свою эффективность. Глобальная конкурентоспособность российской высшей школы год от года растет. При этом функционирование различных систем рейтингования вузов, увеличение их количества – это общемировая тенденция. Опыт университетов – участников Проекта 5-100 показывает, что вузы должны сконцентрироваться на своем развитии: на повышении качества образования, на развитии научной деятельности, на повышении кадрового потенциала и т. д. Если вуз развивается комплексно, по всем направлениям, которые присущи современному университету, то это непременно найдет отражение в рейтингах.