Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


«Свободная касса!», или Есть ли будущее у гуманитарных профессий

08 июля 2019 года

Разворот современной экономики в сторону дигитализации и высокотехнологичного, наукоемкого производства, развитие технологий искусственного интеллекта и роботизация большинства отраслей привели к тому, что на рынке труда наблюдается заметный перекос: наиболее востребованными стали технологические специалисты, знания и навыки которых работодатели готовы оплачивать существенно выше, чем труд гуманитариев.

Возможно ли сделать отечественного гуманитария востребованным на внутреннем и международном рынках труда? Какие именно факторы влияют на то, что гуманитарные науки остаются «на задворках» мировой экономики?

Гуманитариев нередко критикуют за то, что их деятельность мало связана с потребностями науки и экономики. Действительно, в современном мире, где открытия и разработки по прорывным направлениям технологического развития осязаемы и приносят видимую пользу, многие задаются вопросом: в чем польза, например, от филологов, выясняющих, какого же грамматического рода слово «кофе»? Зачем вообще нужны специалисты, которые ничего не производят?

«В кризисе гуманитарных профессий, а на самом деле – большей части гуманитарных наук – виноваты сами гуманитарии. По крайней мере, в странах, где академические институты, университетские традиции и профессиональные сети не столь сильны и едины, как, например, в Германии или Франции, или большей частью не интегрированы в социально востребованных направлениях междисциплинарных исследований, как в Великобритании и США», – уверен Игорь Чубаров, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета (ТюмГУ). «Специфика гуманитарного знания, не предполагающего непосредственного использования в производстве материальных ценностей, кроме редких случаев привлечения достижений логики, лингвистики, психологии или в целом научной методологии для решения бизнес-задач, разработки маркетинговых стратегий, выстраивания рабочего климата в коллективах, успешного ведения переговоров и в целом менеджмента, роднит его больше с искусством, нежели с точными науками», – поясняет Чубаров.

Другая проблема, бьющая по представителям гуманитарных наук, – это всеобщая роботизация и проникновение систем искусственного интеллекта во все сферы жизни. «Восстание машин» давно началось, и роботы уверенно завоевывают все новые и новые сферы деятельности. Тем не менее, эксперты уверены, что вопреки распространенному мнению роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста.

«Есть объективные процессы, которые со временем приведут к повышению роли гуманитарных специальностей. Да, думаю, что роль их будет возрастать с развитием технологий. Регуляция человеческих отношений, развитие человека все больше будут выдвигаться на первый план», – уверена Зоя Резанова, профессор филологического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ), руководитель лаборатории когнитивных исследований языка. «В настоящее время, например, в концепции развития „умных городов“ соотносятся и делят сферы влияния концепции технократические и концепции, сфокусированные на развитии „человеческого капитала“», – отмечает Резанова.

Похожей позиции придерживается и Игорь Чубаров, который уверен, что обеспечение научно-технологического прорыва национальной экономики невозможно без участия в инновационных разработках гуманитарных специалистов. Так, например, гуманитарии, в отличие от технических специалистов, умеют ясно излагать и создавать интуитивно понятные интерфейсы. И то и другое становится всё более важным для технологического бизнеса. По мнению Чубарова, гуманитариям найдется место и в научно-образовательных центрах мирового уровня (НОЦ), первые пять из которых начнут действовать в российских регионах уже в этом году в рамках реализации национального проекта «Наука».

«Для проекта НОЦ гуманитарии СоцГум ТюмГУ могли бы не только выполнять экспертные функции с точки зрения требований экологии, этики или права, но и предлагать оригинальные программы развития городов и регионов с учетом современных цифровых исследований культурных индексов. Такие исследования проводит лаборатория культурных трендов Льва Мановича, одного из ведущих мировых теоретиков цифровой культуры, создателя теории культурной аналитики. Исследовательская группа Николая Ссорина-Чайкова, доцента ВШЭ, на базе ТюмГУ занимается и социально-антропологическими исследованиями миграции организаций и предприятий, а лаборатория глобальной истории занимается изучением социальной истории настоящего в глобальном контексте. Их уникальные компетенции могут быть безусловно полезны», – поясняет Чубаров.

Сегодня намечается тенденция продуктивного сотрудничества технарей и гуманитариев в огромном количестве отраслей, которое способствует сбалансированному и гармоничному развитию, а не однобокому прогрессу в области STEM-дисциплин. Эксперты отмечают важность и востребованность целого ряда навыков, которые отличают гуманитариев. В первую очередь работодателей интересуют коммуникационные навыки, навыки критического мышления и аналитические навыки. Помимо этого, работодателями востребованы навыки решения задач и подведения этической базы под те или иные бизнес-решения и проекты.

О том, что будущее – за мультидисциплинарными специалистами, эксперты говорят уже давно. Среди наиболее востребованных в настоящий момент гуманитарных специальностей отдельно можно выделить те, что отражают взлет негуманитарных направлений и дисциплин, выросших за последние годы, сюда относятся всевозможные пограничные области от «цифровой гуманитаристики» до вполне понятного и устойчиво растущего на протяжении последних десятилетий востоковедения. Этот тренд отмечает в том числе Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана БФУ им. И. Канта.

Представители вузов отмечают назревшую необходимость трансформации гуманитарных направлений с упором на междисциплинарность в образовании и исследованиях, определения их будущего места в университете и вклада в его международную идентификацию.

«Нам предстоит проделать большую работу по трансформации гуманитарного образования в эпоху информационных технологий. Уже идет разработка уникальной „ядерной“ программы для всех студентов вуза, обсуждаются новые направления подготовки и магистерские программы, среди которых „Востоковедение“, „Конфликтология“, „Зарубежное регионоведение“, „Методы работы с большими данными в социально-гуманитарной сфере“ и многие другие», – рассказал ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Современный гуманитарий не может претендовать на сколько-нибудь внятное присутствие на рынке труда без хотя бы опосредованной связи с вызовами современной индустриальной революции, потому что сама индустриальная революция связывается сегодня исследователями с этапом программирования, в котором цифровизация занимает место хорошего примера, уверен Игорь Чубаров. Так, современный историк, например, должен владеть методами big data для обработки оцифрованных архивов и визуализации полученных результатов для образовательных целей. В свою очередь, современную лингвистику невозможно представить вне междисциплинарного нейропсихосоциального подхода. Даже такой прикладной аспект, как методика преподавания иностранных языков, требует достаточно глубоких знаний не только в области педагогики или межкультурной коммуникации, но и понимания нейропсихолингвистических аспектов усвоения языка. По мнению экспертов, гуманитарный специалист будущего должен обладать следующими навыками: системным и экологическим мышлением, уметь работать в условиях неопределенности, владеть инструментами межотраслевой коммуникации, навыками управления проектами, мультикультурностью и мультиязычностью.