Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Где и как учатся граждане КНР в России

03 июня 2019 года

В России зафиксирован прирост количества китайских студентов.


Общее число граждан КНР, обучавшихся в российских вузах в 2017-2018 учебном году, составило 30 тысяч человек, заявил сегодня Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков на встрече с журналистами государственных средств массовой информации Китайской Народной Республики на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня».

По сравнению с предшествующим годом число граждан КНР, обучавшихся в российских вузах, увеличилось более чем на 10%, а за последние семь лет оно увеличилось практически вдвое, сообщили во ФГАНУ «Социоцентр».

В 2017-2018 учебном году граждане КНР обучались в вузах, расположенных в 85 российских городах. Именно московские, санкт-петербургские и дальневосточные вузы – среди лидеров по числу обучаемых граждан КНР.

Во ФГАНУ «Социоцентр» отметили, что, как показывает статистика, наиболее существенный скачок по численности китайских студентов в российских вузах произошел именно в последние годы: еще в 2015-2016 академических годах в России обучалось чуть более 22 тысяч китайских студентов. Положительную динамику эксперты связывают с реализацией текущей стратегии развития КНР «Один пояс – один путь», в которой РФ рассматривается как политико-экономический партнер. 
Все это происходит на фоне, когда Россия усиливает конкуренцию за иностранных студентов. В рамках национального проекта «Образование» количество иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, к концу 2024 года должно составить порядка 425 тысяч человек. Нацпроект «Образование» охватывает период с 2019 по 2024 год и призван в том числе обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. 

Задача по привлечению иностранных студентов реализуется также и по линии Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), нацеленного на повышение международной конкурентоспособности российской высшей школы. 

В российских вузах граждане КНР предпочитают очную форму обучения: из всех китайских студентов, обучающихся в России в 2017-2018 учебном году, всего чуть более 700 человек выбрали заочную форму обучения. 

Приезжающие в Россию граждане КНР однозначно отдают предпочтение государственным вузам, в частности вузам, подведомственным Минобрнауки России. По данным ФГАНУ «Социоцентр», лидером по количеству граждан КНР, обучающихся по очной форме обучения в 2017-2018 учебном году, стал МГУ им. М.В. Ломоносова. Вторую строчку занимает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. На третьем месте Санкт-Петербургский государственный университет. Пятерку лидеров замыкают Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и РУДН.

Основные специальности, по которым обучаются граждане КНР в российских вузах, – гуманитарно-социальные, русский язык (включая языкознание и литературоведение, русский язык как специальность и курсы изучения русского языка), экономика и управление, а также ряд инженерно-технических специальностей, прежде всего связанных со строительством, машиностроением, электро- и теплоэнергетикой. По программам магистратуры и аспирантуры граждане КНР изучали прежде всего гуманитарно-социальные специальности, экономику и управление, педагогику, искусство. 

За последние 10 лет структура предпочтений гражданами КНР различных специальностей для обучения в российских вузах претерпела существенные изменения. Так, вдвое увеличилась доля изучающих экономику, финансы, менеджмент, гуманитарно-социальные и инженерно-технические науки. Наибольшим спросом среди последних пользуются строительство, электро- и теплоэнергетика и машиностроение.

РФ и КНР ведут постоянную работу по вопросам разработки и реализации совместных образовательных программ, развития академической мобильности (в том числе с целью изучения китайского и русского языков), а также по научно-технологическому и инновационному направлению сотрудничества. В этом процессе задействованы в том числе вузы – участники Проекта 5-100 ‒ РУДН, СПбПУ, ДВФУ, НИТУ «МИСиС», НГУ, ТПУ, ТГУ и др. и около 600 китайских университетов, в том числе Пекинский политехнический университет, Харбинский политехнический университет, Университет Цинхуа, Бэйханский университет, Южнокитайский технологический университет, Северо-восточный педагогический университет и Восточнокитайский педагогический университет, Цзянсусский педагогический университет и др. К настоящему моменту заключено более 900 прямых договоров, созданы профильные ассоциации российских и китайских университетов. 

Так, Казанский федеральный университет (КФУ) сотрудничает с такими известными вузами Китая, как Хэйлунцзянский университет, Юго-западный нефтяной университет, Пекинский педагогический университет, Шэньчжэньский университет. 

Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) создано двенадцать центров подготовки по русскому языку (ЦПРЯ), из которых семь центров функционируют на базах университетов и институтов, два центра – на базах профессиональных колледжей, три центра – на базах средних школ. В июне планируется открытие еще одного центра на базе средней школы. Общее количество слушателей во всех ЦПРЯ составляет более 450 человек в год.

На базе Хэйлунцзянского университета и Новосибирского государственного университета (НГУ) создан Китайско-российский институт, не имеющий аналогов в практике сотрудничества между вузами двух стран. Институт предлагает совместные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по направлениям: химия, биология, физика, математика, экономика и юриспруденция.

Для китайских студентов НИЯУ МИФИ в 2019 году готов предложить ряд англоязычных программ, например общую для Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ программу бакалавриата Protected Computational Systems and Software Development по направлению «Информатика и вычислительная техника», содержащую 20 уникальных авторских учебных курсов. 

Уральский федеральный университет (УрФУ) совместно с Северокитайским университетом водных ресурсов и гидроэнергетики (NCWU) открыли совместный Уральский институт. Это первый вуз, созданный на основе транснационального сотрудничества в рамках «сети университетов БРИКС», в рамках которого уже реализуются четыре программы бакалавриата: «Теплоэнергетика и теплотехника», «Водоснабжение и водоотведение», «Геодезия и дистанционное зондирование» и «Архитектура».

Сейчас совместно с Шаньдунским университетом финансов и экономики Сибирский федеральный университет (СФУ) создает Центр цифровой экономики.  

В 2019 году на химическом факультета Томского государственного университета (ТГУ) планируется открытие программы двойного диплома (3+1) с Северокитайским технологическим университетом, а на физическом факультете – с Цзилиньским университетом. В вузе реализуется программа бакалавриата высшей школы журналистики «Журналистика и новые медиа», получившая в 2019 году аккредитацию Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР на максимально возможный срок – шесть лет. 

Также в 2019 году магистерские образовательные программы БФУ им. И. Канта по кластерам «Филология» и «Физика» успешно прошли международную аккредитацию и получили свидетельства Центра по оценке высшего образования Министерства образования Китая на шесть лет.

Кроме того, как отметили в ТГУ, вуз совместно с МГУ и семью университетами-партнерами из Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки ведет разработку совместной магистерской программы Ecology and Climate Change, реализуемой участниками Сетевого университета БРИКС. С сентября 2019 начинается обучение по четырем совместным образовательным программам Университета ИТМО и Hangzhou Dianzi University, сообщили в Университете ИТМО. Обучение будет проходить полностью на территории Китая.

Развивается сотрудничество и по линии университета ШОС. Обучение в российских вузах по совместным программам УШОС – это возможность для китайских граждан получить диплом одного из ведущих российских вузов. По итогам 2018 года самым популярным направлением подготовки среди студентов магистратуры из КНР стало регионоведение. Регионоведение в Китае – относительно молодое направление подготовки, и акцент делается в основном на лингвистический аспект. Например, в РУДН обучение по данной программе дает возможность студентам глубже погрузиться в вопросы внешней политики, истории, экономики России, что позволяет китайским выпускникам эффективно выстраивать межкультурное сотрудничество с Россией. 

Осенью 2019 года в Шанхае запланировано открытие крупного российско-китайского стартап-акселератора, в котором МФТИ, вуз – участник Проекта 5-100, выступит методологическим и техническим партнером со стороны Российской Федерации.