Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Вопросы лидерства вузов на рынке АТР обсудили в Малайзии

29 марта 2019 года

Цифровую трансформацию образования, сосредоточенность ресурсов на создании прорывных образовательных программ и исследовательских проектов, востребованных местной и глобальной экономикой, привлечение талантов не только из своей страны, но и со всего мира — студентов, преподавателей и ученых — отметило в качестве векторов развития большинство представителей российских и зарубежных вузов, работающих на образовательном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Такие данные были представлены на международном круглом столе «Какие университеты будут лидировать в АТР в 2030 году?», организованном Проектным офисом Проекта 5-100 в рамках деловой программы выставки-конференции APAIE 2019, проходящей в столице Малайзии, г. Куала-Лумпур. Модератором круглого стола выступила Виктория Панова, проректор по международным отношениям ДВФУ. Мероприятие объединило на своей площадке представителей экспертного сообщества из более чем 20 стран.  

По мнению Павла Лапо, руководителя департамента международного сотрудничества СФУ, «полноценное сотрудничество со странами, заинтересованными в развитии образования и использовании результатов научных исследований, активное взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами, правильно выстроенная система обучения, включающая грамотное сочетание цифровых технологий и человеческого ресурса, которая позволяет выращивать собственные высококвалифицированные кадры» – это значимые факторы, которые позволяют ведущим вузам в АТР постепенно улучшать показатели в общемировых рейтингах, что указывает на правильный вектор их развития. 

Интернационализацию как один из стимулов такого развития, нацеленность управленческих команд на результат, тесную связь с работодателями, повсеместное внедрение цифровых технологий, мощную материально-техническую базу для реализации прорывных исследований с привлечением ведущих ученых и мощную поддержку руководства страны отмечают ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров и Виктория Панова. 

Успех на рынке образования АТР требует от университетов в первую очередь гибкости и умения кастомизировать и индивидуализировать образовательную и научную работу, считает Полина Петруша, советник первого проректора Университета ИТМО. Это понятие, по мнению эксперта, включает в себя всевозможные инструменты цифровизации образования, образовательную аналитику, включая AI, методические модели, позволяющие строить индивидуализированные образовательные треки. 

Иностранные эксперты отмечают, что усилия российских университетов по  цифровизации образования становятся все более заметными. «Мы видим, что большинство образовательных учреждений в рамках Проекта 5-100 экспериментирует с различными цифровыми платформами обучения и онлайн-курсами. В повестке дня таких учреждений заметное место занимает разработка МООК (массовых открытых онлайн-курсов). Как и во всем мире, руководители российских вузов понимают, что цифровая повестка дня кардинально изменит образовательную политику в ближайшие годы», – считает генеральный директор Лёвенского католического университета Конрад Дебакер. 

По сути инструментарий цифровизации позволяет «адаптировать образовательные программы и научные проекты под особенности региона и конкретных стран и расширять поле для коллабораций, расширения всех типов мобильности и академического и научного сотрудничества», подчеркивает Полина Петруша. 

По мнению Алексея Маслова, руководителя Школы востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ, создание универсальных платформ для онлайн-образования и научных исследований создало новый сектор научно-образовательного взаимодействия. При этом эксперт отмечает, что, несмотря на некоторое отставание российских вузов от лидирующих азиатских университетов по цифровизации образования, НИУ ВШЭ уже занимает 5-е место среди всех университетов мира по количеству курсов на онлайн-платформе Coursera. При этом многие университеты работают совместно с софтверными гигантами над разработкой весьма сложных инструментов цифрового образования и исследований. Очевидно, что дальнейшие шаги будут связаны с созданием совместных цифровых платформ крупнейших вузов АТР, а также с предоставлением своих платформ для пользования студентам других вузов. 

Ведущие сингапурские вузы, вузы Китая и Гонконга сегодня показывают невероятную для США и Европы динамику развития. «Они привлекают ученых со всего мира, проводят активную политику возвращения своих ученых, получивших степени в ведущих университетах мира, получают четкие задачи и финансирование на них на самом высоком уровне. Стоит отметить, что стратегические планы Китая до 2030 года предусматривают развитие собственных технологий, интенсивное наращивание образовательных и технологических ресурсов и предоставление проектам в данной сфере полной поддержки властей на всех уровнях. Поэтому Китай становится все более мощным игроком в регионе», – обращает внимание Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО. 

По мнению Виктора Кокшарова, продвигаться в мировой табели о рангах им помогают программы академического превосходства, создающие необходимую для развития базу. «Впечатляет пример Китая, Сингапура, Японии. В России Проект 5-100 за короткий промежуток времени сумел изменить ландшафт высшего образования и позволил ведущим вузам войти в число лучших в мире, по версии авторитетных рейтинговых агентств», – считает ректор УрФУ.

О российском опыте говорили в Малайзии и на специальной сессии, посвященной реализации университетских программ интернационализации и подготовки конкурентоспособных на мировом уровне студентов, на которой выступил проректор по международной деятельности Университета Лобачевского Александр Бедный. Модератором сессии выступила директор образовательного департамента фонда ASEF (Asia-Europe Foundation) Леони Нагарайан. 

Практика показывает, что университеты разных типов, как большие, так и не очень масштабные по объемам науки и образования, способны нацелиться и добиваться лидерства в привлечении талантливых студентов и исследователей. «Однако в последнее время все большее значение приобретают многопрофильные университеты, нацеленные на развитие экономики региона и сосредоточившие в своих границах самых широкий спектр научных направлений для меж- и интердисциплинарных исследований», – резюмирует Виктор Кокшаров.