Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Архив статей


Современные тенденции развития рейтингов

11 января 2022 года

(Авторы: Полихина Н.А, Тростянская И.Б.)

Уровень престижа страны во многом определяется развитием различных сфер государства: экономической, промышленной, научной и т.д. Все эти сферы тесно взаимосвязаны и в своей основе имеют высокий профессиональный уровень специалистов, занятых в этих сферах. Для подготовки конкурентоспособных специалистов, в первую очередь, необходимо иметь высокий уровень высшего профессионального образования. С одной стороны, это позволяет активно развивать наукоемкие отрасли внутри страны, что способствует выходу на значительно более качественные позиции жизни населения. С другой стороны, высокий образовательный стандарт закладывает фундамент для полномасштабного признания страны на международной арене как полноправного конкурента, который способен предложить как новый инновационный товар, так и возможности для получения конкурентоспособного в рамках мирового рынка высшего профессионального образования.

В создавшейся ситуации правительства многих стран стремятся повысить качество системы высшего образования в стране. В первую очередь, это относится к репутации университетов на мировом рынке высшего образования. Чем лучше репутация вуза, чем больше у него возможностей удерживать местных и привлекать талантливых иностранных преподавателей, исследователей и студентов, тем выше его способности к формированию собственного значительного вклада в развитие экономики региона и страны в целом. Помимо этого, престижные и влиятельные университеты – это не только возможность решения внутренних задач развития страны, но и источник влияния на международной арене, предоставляющий возможность воздействовать как на глобальные процессы, протекающие в научной и образовательной сфере, так и на позицию и значимость страны в международном пространстве в целом.

Рост конкуренции между университетами продемонстрировал необходимость разработки тех или иных инструментов их сравнения. Одним из таких инструментов, активно применяющимся в современном мире, являются рейтинги университетов.

При этом необходимо отметить, что международные рейтинги университетов в их современном виде появились не так давно - не более 15 лет назад. Так, Шанхайский рейтинг, или рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU), был впервые опубликован в 2003 году. С 2004 года начал публиковаться совместный рейтинг британского еженедельника «The Times Higher Education» и агентства «Quacquarelli Symonds» (QS), которые из-за споров, связанных с методологией, стали с 2010 г. выпускать рейтинги университетов раздельно - соответственно рейтинги THE и QS.

Очевидным преимуществом рейтингов является то, что ими могут легко пользоваться любые целевые группы, а не только специалисты и исследователи в области высшего образования. Основными целевыми группами университетских рейтингов являются:

  • абитуриенты и студенты при выборе университета для дальнейшего обучения;
  • преподаватели и исследователи при определении нового желаемого места работы;
  • работодатели при отборе на работу выпускников разных вузов, имеющих одинаковый уровень квалификации;
  • производственные компании и т.п. при поиске партнеров для реализации совместных инновационных проектов, решения других наукоемких задач;
  • университеты при выработке своей дальнейшей политики развития, так как хорошие позиции в рейтингах позволяют наладить партнерство с ведущими вузами мира, привлекать к работе в вузе наиболее высококвалифицированных ученых, интеллектуальную элиту, а также наиболее талантливых студентов, в том числе, иностранных, и т.д.1

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда  международные рейтинги университетов влияют на формирование модели и задают стандарты современного университета, поскольку если университет не будет выполнять ряд требований, отраженных в индикаторах рейтингов, он не сможет пробиться на высшие позиции данных рейтингов.

Именно поэтому становятся особенно актуальными те требования, которые предъявляются рейтинговыми агентствами при отборе университетов. При этом необходимо отметить, что и рейтинги университетов в целом, и их подход к выбору индикаторов часто подвергаются критике. Так, к основным недостаткам мировых рейтингов часто относят следующие:

  • недостаточная обоснованность применяемых критериев;
  • несовершенство способов обработки статистических данных университетов;
  • применение рейтингами подхода, при котором преимущество отдается научно-исследовательским университетам и полностью/практически полностью выпадают образовательная и социальная деятельность университетов;
  • приравнивание/сравнение всех университетов с университетами, так называемой англоязычной модели, т.е. с университетами США и Великобритании, которые, в первую очередь, ориентированы на проведение исследовательской работы, обладают значительным количеством средств и т.п.;
  • применение рейтингами интегрального подхода (при интегральном подходе оценка вузов производится по единому набору показателей с приписываемыми им весовыми коэффициентами, а окончательный рейтинговый результат представляет собой список университетов, где первое место присваивается университету с наибольшим интегральным индексом) и т.д.2

Критика рейтингов, а также тенденции, происходящие как в обществе в целом, так и в научно-образовательной сфере влияют на развитие рейтингов, смену их методологии, а также появление новых рейтингов.

Среди основных тенденций развития рейтингов в современном мире можно выделить следующие:

  1. Появление и активное развитие Web-рейтингов.
  2. Появление альтернативных рейтинговых систем.
  3. Расширение публикуемого списка рейтингов.
  4. Расширение спектра предметных рейтингов.

Расширение спектра предметных рейтингов.

1. Появление и активное развитие Web-рейтингов.

В настоящее время происходит все большая глобализация научно-образовательного рынка, значительно повышается мобильность студентов, ученых, преподавателей, в силу чего все большее значение в продвижении университета играет интернет. Именно данный источник информации является одним из наиболее доступных для поиска сведений о том или ином университете, образовательной системе страны.

Поэтому университеты, которые хотят быть действительно конкурентоспособными на международной арене, все больше внимания обращают на свое позиционирование в интернет-пространстве. Естественно, что рейтинги не могли обойти своим вниманием данную тенденцию.

Одним из признанных международных рейтингов, осуществляющих оценку деятельности университетов в интернет-пространстве, является рейтинг Webometrics (Ranking Web), в котором оценка университетов мира осуществляется на основе результатов анализа вузовских веб-сайтов. Вместе с тем, необходимо отметить, что при составлении рейтинга учитывается несколько составляющих деятельности университетов, а не только его присутствие в Интернете.

Рейтинг Webometrics выходит с 2004 года. Но наиболее активный интерес к данной рейтинговой системе стал проявляться в последние годы в связи с бурным развитием различных интернет-технологий, в том числе, и в научно-образовательной сфере, в сфере позиционирования университетов в интернет-пространстве и т.п.

Об активном интересе общественности к подобным системам ранжирования свидетельствует и появление других Web-рейтингов: например, 4International Colleges & Universities, основной целью которого является предоставление студентам и преподавателям приблизительной оценки популярности университетов и колледжей, основанной на позиции сайта вуза в мировом образовательном Интернет-пространстве; PageRank, являющегося одним из алгоритмов ссылочного ранжирования, который применяется к коллекции документов и считает и число ссылок, и число доменов (в отличие от Webometrics в PageRank применяется система весов: не все домены одинаковы, не все равны; некоторые домены важнее других; чтобы занять в данном рейтинге более высокую позицию необходимо получить как можно большее количество ссылок с лучших доменов).

 Необходимо отметить, что Web-рейтинги - это рейтинги, которые являются самыми глобальными с точки зрения пространственного охвата, поскольку включают в себя практически все университеты мира (например, Webometrics при составлении рейтингов 2015 года (январь, июль) анализировал около 25000 университетов).    

2. Появление альтернативных рейтинговых систем.

Появление альтернативных рейтинговых систем вызвано, в том числе, критикой применения значительным количеством рейтингов интегрального подхода. К таким интегральным рейтингам, т.е. рейтингам, которые сводят в единый балл информацию по качественно несоизмеримым типам данных, относится большинство наиболее известных мировых рейтингов, в том числе, и такие как ARWU, QS, THE.

В качестве альтернативы подобным интегральным рейтингам стали создаваться многомерные и многофакторные рейтинги.

Примером многомерного рейтинга,  т.е. рейтинга, который сравнивает и сопоставляет вузы по набору индикаторов, выбираемых непосредственно пользователем, является U-Multirank. Создание U-Multirank было инициировано Комиссией ЕС. Команда U-Multirank очень многогранна. Это независимый консорциум, который состоит из следующих элементов:

  1. Лидеры проекта:  Центр Высшего Образования (CHE) (Германия),  Центр Изучения Политики Высшего Образования (CHEPS) (Нидерланды).
  2. Партнеры: CWTS, ELSEVIER, Bertelsmann Stiftung, Push, Folge.
  3. Организации стейкходеры (ESU, AEGEE, университетские сети, бизнес).
  4. Партнеры из национальных рейтингов.

U-Multirank - это прозрачный инструмент для многих стейкхолдеров, заинтересованных сторон:

  1. Помогает студентам идентифицировать программы обучения.
  2. Помогает руководству университетов в стратегическом менеджменте.
  3. Помогает политикам (лицам, определяющим политику) развивать высшее образование, исследовательскую и инновационную политику.
  4. Помогает бизнесу и промышленности находить партнеров.
  5. Предоставляет общественности точную информацию в открытом доступе.

U-Multirank - это новый инструмент для сравнения деятельности университетов. Он не создает единого ранжирования университетов, в нем нет понятия самого лучшего университета. Многомерность данного рейтинга заключается в оценке работы вузов по отдельным пяти направлениям их деятельности, не сводящимся в итоге к единой шкале: образовательной, научно-исследовательской, передаче знаний в общество (knowledge transfer), международной деятельности, региональной роли (regional engagement). Наряду с этим, рейтинг U-Multirank управляется непосредственно самим пользователем, то есть пользователь может самостоятельно выбирать сопоставимые и важные для него показатели, по которым будут ранжированы университеты. Помимо этого, пользователь имеет возможность сравнивать университеты одновременно по различным параметрам, выбирая наиболее подходящий для себя.

Таким образом, основными отличительными чертами U-Multirank являются следующие:

  1. Многомерный рейтинг:
    • выход за пределы традиционного фокуса на превосходстве в исследованиях;
    • нет составных показателей, пересекающихся с разными измерениями или индикаторами.
  2. Рейтинг, определяемый пользователями.
  3. Сравнивает подобное с подобным.
  4. Многоуровневый рейтинг.
  5. Процесс, ориентированный на стейкхолдеров, заинтересованные стороны.

Первая редакция U-Multirank вышла в свет в апреле-мае 2014 года. Рейтинг содержал информацию о более чем 850 университетах из 74-х стран мира, более 1000 специальностях и 5000 учебных программах, и был, в том числе, основан на опросе 60000 студентов.

Примером рейтинга, использующим многофакторный подход, т.е. когда ранжирование вузов производится отдельно по типу данных (индикатору), без сведения в единый балл данных по разным типам информации, является Лейденский рейтинг (CWTS Leiden Ranking).. Лейденский рейтинг измеряет деятельность университетов по 10 типам индикаторов (в каждый тип индикаторов входит по 2 индикатора, нормированный и ненормированный по размеру вуза), разбитых на 2 группы: влияние научно-исследовательской работы (Impact) и сотрудничество в научно-исследовательской работе (Сollaboration). Таким образом, Лейденский рейтинг является скорее не рейтингом как таковым, а ранжированием вузов, производящимся по десяти типам индикаторов, разбитым на две группы.

Основными характеристиками Лейденского рейтинга являются:

  1. Прозрачность (методика была опубликована в разных статьях, она чётко прописана на сайте).
  2. В один индикатор не объединяются различные направления деятельности университета.
  3. Не делается попыток измерить все релевантные направления деятельности университета.
  4. Основан исключительно на библиометрических данных: данный рейтинг относится к типу наукометрических и основан исключительно на данных Web of Science от Thomson Reuters.
  5. Уровень исследований определяется по международным журналам.

Первая редакция Лейденского рейтинга вышла в 2007 году. Вместе с тем, в нынешнем виде с теми или иными изменениями рейтинг выпускается с 2010 года (в 2015 году в рейтинге был расширен список индикаторов).

3. Расширение публикуемого списка рейтингов.

Расширение публикуемого списка различных рейтингов происходит в силу нескольких причин:

  1. Первая причина - увеличение числа анализируемых университетов рейтинговыми агентствами.
  2. Вторая причина - совершенствование методологии расчета рейтингов, которая позволяет анализировать более значительный объем данных (совершенствование методологии расчета рейтингов особенно актуально для первых нескольких лет выхода рейтингов, когда их публикуемая часть в большинстве случаев содержит наименьшее количество университетов, в последующие годы, после выработки определенной эффективно функционирующей методологии, список университетов обычно расширяется).
  3. Третья причина - увеличение конкуренции университетов, связанное с появлением новых инструментов их сопоставления, в том числе, рейтингов университетов. Вхождение университета в тот или иной ведущий мировой рейтинг на лидирующие позиции является, во-первых, его объективной репутационной составляющей, во-вторых, фактором, указывающим на то, что данный университет является университетом мирового класса. Именно поэтому университеты, а также правительства различных стран уделяют значительное внимание вхождению университетов на лидирующие позиции ведущих мировых рейтингов, так как это позволяет говорить как о лидирующем положении того или иного университета, так и престиже образовательной системы страны в целом.   

Многие ведущие мировые рейтинги в последние годы расширяли публикуемый список университетов. Только в 2015 году произошло увеличение публикуемой части общего рейтинга у таких ведущих мировых рейтингов как:

  • THE - с 400 университетов в 2012-2014 году до 800 университетов в 2015 году (при этом в 2011 году в публикуемую часть рейтинга вошло только 200 университетов);
  • U.S. News - с 500 университетов в 2014 году до 750 университетов в 2015 году.

У рейтинга QS с 2013 года в публикуемую часть рейтинга входит 701+ университет. В 2012 году данный рейтинг содержал 601+ университет.

При этом расширение публикуемого списка затрагивает не только общие рейтинги университетов, но также и предметные, и региональные. В 2015 году, например, были расширены публикуемые списки предметных рейтингов QS (с 200 до 300 университетов - в пяти предметных областях; до 400 университетов - в шести предметных рейтингах) и U.S. News (со 100 до 250 университетов - в восьми предметных областях; до 150 университетов - в пяти предметных областях).

В последние два года также происходило расширение публикуемого списка в различных региональных рейтингах, в том числе:

  • Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings - со 100 университетов в 2013 и 2014 году до 200 университетов в 2015 году;
  • QS University Rankings: BRICS - со 100 университетов в 2013 году до 200 университетов в 2014 и 2015 годах;
  • QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia, EECA (QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия) - со 100 университетов в 2014 году до 200 университетов в 2015 году.

4. Расширение спектра предметных рейтингов.

Расширение спектра предметных рейтингов в первую очередь связано с реализуемой некоторыми отдельными университетами или государствами в целом стратегией продвижения университетов именно в предметных рейтингах. Подобная стратегия обусловлена тем, что не все университеты могут реально претендовать на лидирующие позиции в общих ведущих мировых рейтингах, но многие из них способны достичь успеха в предметных рейтингах. Помимо этого, в некоторых странах в значительной мере развиты определенные научные направления, что позволяет им рассчитывать на широкое представление своих университетов в конкретных предметных рейтингах.

Стратегия продвижения университетов в предметных рейтингах обуславливается различными факторами, основными из которых являются следующие:

  1. В значительном числе стран отсутствуют университеты, способные конкурировать с ведущими мировыми университетами по многим критериям, используемым при отборе университетов в рамках подготовки того или иного ведущего мирового рейтинга (например, число высокоцитируемых статей, количество сотрудников/выпускников, награжденных Нобелевской премией и т.п.). Помимо этого, данная тенденция также характерна для университетов, которые находятся только на начальном этапе развития своей конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
  2. В некоторых странах число высокоцитируемых статей значительно выше в определенных научных областях: например, в России традиционно сильно развиты естественные науки, в том числе, физика. На такое направление как физика и астрономия, в соответствии с данными SciVal, приходится практически треть публикаций, написанных в период 2012-2015 годы. Доля числа цитирований в обозначенной области составляет более 43% от всех цитирований, полученных в период 2012-2015 годы. И, несмотря на то, что доля публикаций, входящих в ТОП-10% цитируемых в мире, в данной области не столь значительна (7,0%) (например, в сравнении со стоматологией, ветеринарией, экономическими науками, а также искусством и гуманитарными науками), доля публикаций по физике и астрономии, входящих в ТОП-10% цитируемых в мире, среди всех статей российских авторов, входящих в ТОП-10% цитируемых в мире, составляет практически 40% (38,4%) (Таблица 1).   

Таблица 1 - Данные о высокоцитируемых статьях российских ученых в Scopus по отдельным предметным областям за 2012-2015 гг. (на основе данных SciVal от 10.12.2015)

Предметная область

Кол-во публикаций

Кол-во цитирований

Кол-во цитат на 1 публикацию

Кол-во публикаций, входящих в top-10% цитируемых в мире

% публикаций, входящих в top-10% цитируемых в мире

Physics and Astronomy

60 450

149 824

2,5

4 230

7,00%

Materials Science

33 286

51 328

1,5

1 782

5,35%

Engineering

33 242

32 501

1

2 428

7,30%

Chemistry

28 041

57 138

2

1 014

3,62%

Mathematics

19 253

20 334

1,1

1 596

8,29%

Biochemistry, Genetics and Molecular Biology

17 882

47 708

2,7

919

5,14%

Earth and Planetary Sciences

16 929

33 372

2

840

4,96%

Medicine

16 230

50 523

3,1

1 183

7,29%

Computer Science

11 945

10 709

0,9

1 177

9,85%

Agricultural and Biological Sciences

10 722

19 108

1,8

610

5,69%

Chemical Engineering

9 290

16 209

1,7

394

4,24%

Social Sciences

8 194

5 240

0,6

750

9,15%

Energy

6 943

7 498

1,1

297

4,28%

Environmental Science

5 744

9 995

1,7

356

6,20%

Arts and Humanities

4 387

3 020

0,7

580

13,22%

Immunology and Microbiology

3 053

9 964

3,3

208

6,81%

Pharmacology, Toxicology and Pharmaceutics

2 915

6 723

2,3

171

5,87%

Economics, Econometrics and Finance

2 867

1 826

0,6

357

12,45%

Multidisciplinary

2 602

15 308

5,9

147

5,65%

Neuroscience

1 878

4 281

2,3

117

6,23%

Business, Management and Accounting

1 599

652

0,4

74

4,63%

Health Professions

1 483

683

0,5

35

2,36%

Psychology

917

1 333

1,5

85

9,27%

Decision Sciences

808

887

1,1

76

9,41%

Nursing

515

614

1,2

23

4,47%

Veterinary

111

201

1,8

15

13,51%

Dentistry

27

53

2

6

22,22%

Итого3

183079

346481

1,9

11027

7,70%

 

Таким образом, многие университеты имеют больше шансов попасть в ТОП-группы предметных рейтингов, чем войти в группу мировых университетов-лидеров.

Мировые рейтинговые системы не могут не реагировать на подобную ситуацию, расширяя перечень предметных рейтингов. Так, в 2015 году в U.S. News в линейке предметных рейтингов был представлен новый рейтинг по направлению «Искусство и гуманитарные науки»; список предметных рейтингов QS был расширен до 36 (в 2014 году предметные рейтинги публиковались по 30 направлениям). Помимо этого, на 14-ом семинаре-конференции Проекта повышения конкурентоспособности (Проекта 5-100), прошедшем 19-20 ноября 2015 года, главный редактор рейтинга THE Фил Бейти заявил, что в ближайших планах THE – увеличение линейки предметных рейтингов.  

Таким образом, рейтинги в полной мере реагируют на современные тенденции, а также на требования научного сообщества, университетов при выработке новых подходов, корректировке тех или иных критериев, индикаторов, используемых при расчете рейтингов и т.п. Помимо этого, появление новых игроков на международной арене - стран, которые нацелены на повышение престижа своих университетов, образовательных систем в целом - также воздействует на рейтинговые системы, на появление новых типов рейтингов внутри уже зарекомендовавших себя ведущих мировых рейтингов (например, в последние годы появились такие рейтинги как QS University Rankings: BRICS, QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия, THE: BRICS & Emerging Economies Rankings). 4   


[1] Например, https://www.timeshighereducation.com, http://univer-rating.ru

[2] Например, http://univer-rating.ru, Анастасия Кинчарова «Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты и критика»

[3] Сумма по строкам не равна сумме, обозначенной в строке «Итого», так как одна статья может одновременно принадлежать разным научным областям.

[4] Данная работа выложена в открытый онлайн доступ на официальном сайте Проекта 5-100 (https://5top100.ru/rankings) в рамках подготовки книги по обозначенной тематике.