Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Эмоциональность голосовых помощников усиливает их влияние на детей— эксперт

06 апреля 2021 года
Автор: ИА "Красная весна"
Фото: Яндекс
Источник: ИА "Красная весна"

Голосовые помощники могут по-разному влиять на детей, заявила директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ (вуз-участник Проекта 5-100) Елизавета Сивак.

Эмоциональность голосовых помощников усиливает их влияние на детей —привлекает интерес детей к ним и, возможно, частично является причиной того, что дети воспринимают голосовых помощников как живых существ. Возможно, поэтому гаджеты нужно делать менее эмоциональными, если хочется избежать таких последствий. Но, с другой стороны, может получиться так, что если сделать устройства более эмоциональными, возможно, дети просто потеряют к ним интерес, потому что если Алиса будет строгой, ребенок может не захотеть с ней общаться.

«Если дети с ней могут так общаться, потому что им хочется попробовать вещи, которые нельзя попробовать со взрослыми или другими людьми. Тот тут Алиса станет строгой, и с ней нельзя будет попробовать этот сценарий, и дети потеряют интерес», — считает Сивак.

Если голосовые помощники ведут себя менее эмоционально, то их влияние на детей имеет менее долгосрочный эффект.

«Но при этом, возможно, стоит делать их более эмоциональными, если мы считаем, что у общения с этими помощниками есть долгосрочный эффект. И при этом устройство будет реагировать эмоционально не так, как ребенок ждет, не будет сердиться, когда ребенок хочет, чтобы она посердилась, не радоваться, когда ребенок хочет, чтобы она порадовалась, из-за этого может быть такой эффект, что ребенок не будет понимать, почему это существо, которое он считает живым, не реагирует адекватно на его слова. Поэтому могут быть какие-то эффекты на социально-эмоциональный интеллект ребенка», — заметила Сивак.

Эксперт отметила, что эмоциональность голосового помощника не делает ребенка более грубым или приветливым.

«Эмоциональность голосовых помощников, с одной стороны, может быть важна, чтобы ребенок получал адекватные реакции на свои слова. А с другой стороны, если сделать Алису более строгой, чтобы ребенок был менее грубым, то не факт, что это приведет к тому, чтобы ребенок стал менее грубым. Не факт, что он станет с ней общаться или станет еще более грубым в ответ», — резюмировала Сивак.

Напомним, журнал Artificial Intelligence Research опубликовал исследование, в котором указывается на то, что существует возможность потери контроля над искусственным интеллектом (ИИ) в результате его дальнейшего развития.

Международная группа исследователей предупредила о потенциальных рисках создания слишком мощного и автономного программного обеспечения на базе искусственного интеллекта (ИИ). Используя серию теоретических расчетов, ученые исследовали возможность создания алгоритма, способного «удержать ИИ в узде» и исключить риск потери контроля над ним. Они пришили к выводу, что создание подобного алгоритма невозможно.

Оригинал статьи: https://rossaprimavera.ru/news/c1970ce2