Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Ярослав Кузьминов: «Не будь Проекта 5-100, мы достигли бы примерно половины нынешних показателей»

25 февраля 2021 года
Автор: НИУ ВШЭ, Ярослав Кузьминов
Фото: НИУ ВШЭ
Источник: ВШЭ

Счетная палата РФ проанализировала реализацию мер господдержки ведущих университетов страны, направленных на наращивание научно-исследовательского потенциала и укрепление их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг (Проект 5-100). Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в комментарии, опубликованном в бюллетене Счетной палаты, отметил высокую эффективность проекта, а также подчеркнул, что участие в нем стало для Вышки толчком к трансформации как многопрофильного университета.

Такой глобальный проект как 5-100 мог появиться только благодаря тому, что и вузам, и государству, и обществу стало очевидно: стране нужны университеты. Не камеры хранения знаний, накопленных предыдущими поколениями, а точки роста, где бурлит научная мысль и рождается новое знание. Научный мир един, и для того чтобы демонстрировать серьезные исследовательские результаты, университет должен быть включен в международное академическое сообщество и занимать там видное место. Для нас участие в Проекте 5-100 стало естественным продолжением курса на развитие Вышки как исследовательского университета. Но проект сумел в целом изменить образовательный ландшафт страны, пробудив интерес к переменам даже у небольших вузов.

Место университетов на глобальном рынке образования и науки сегодня традиционно оценивается с помощью международных рейтингов, так что выбор целевого ориентира – вхождение не менее пяти университетов в топ-100 рейтингов – представляется разумным. Мы видим все недостатки рейтингов, но не видим адекватной альтернативы. Рейтинги, при всей их однобокости и, зачастую, несправедливости, пока единственный достоверный измеритель, оценка по совокупным параметрам того, как нас видит международное сообщество. С учетом того, что российская система высшего образования построена преимущественно по отраслевому признаку, разумным также стал фокус на позициях университетов в предметных и отраслевых рейтингах, которые, на самом деле, более точно, чем институциональные рейтинги, оценивают позиции типичных для России университетов.

Проект 5-100 был очень жестко организован: внешние показатели, которые трудно «накрутить», и контроль со стороны международного совета, который был независим и от правительства, и от участников. На мой взгляд, эти условия способствовали такой модели реализации проекта, которая (несмотря даже на то, что финансирование было примерно в два-три раза меньше необходимого) позволила достичь в очень короткие сроки серьезных результатов. Без учета МГУ, пользующегося наибольшим международным авторитетом, российские университеты занимают сейчас в топ-100 мировых предметных рейтингов 29 позиций, включая 19 позиций вузов 5-100. Университеты 5-100 расширили спектр направлений, по которым Россия входит в топ-100 мировых предметных рейтингов: к точным наукам, физике и инженерии добавились социально-экономические и гуманитарные направления. Например, Вышка вошла в топ-100 ведущих в мире университетов по версии рейтинга QS по пяти предметам («История», «Социальная политика и администрирование», «Социология», «Экономика и эконометрика», «Политика и международные отношения») и одной отрасли – «Социальные науки и менеджмент».

Но важнее поговорить не о местах в рейтингах, какими бы почетными они ни были, а о реальных изменениях. Приведу такой пример: 10 лет назад у нас было 11% сотрудников, имеющих публикации в международных журналах, индексируемых Scopus и Web of Science. Сейчас этот показатель равен почти 70%, и это фантастический результат. По моим оценкам, минимум половина вузов демонстрируют примерно такие же темпы, как и ВШЭ. Не будь Проекта 5-100, мы достигли бы примерно половины нынешних показателей.

Участие в проекте стало для нас толчком к трансформации как многопрофильного университета. С 2016 года в университете началось создание естественно-научных факультетов в кооперации с институтами РАН (факультеты физикихимиибиологии и биотехнологийгеографии и геоинформационных технологий). Существенным ограничением для Вышки в проекте была слабая представленность российской науки в профильных для университета предметных направлениях – социально-экономических, гуманитарных науках. Но благодаря этому Вышка смогла стать комплексным всесторонним университетом, тем, что называется comprehensive university. Сейчас из крупных направлений обучения у нас отсутствует только медицинское дело.

Наша предыдущая Программа развития, срок реализации которой завершился в 2020 году, учитывала не просто задачи, поставленные в рамках Проекта 5-100, но и более широкий взгляд на международную конкурентоспособность. Так, уже в 2013 году наш университет начал создавать собственные онлайн-курсы. Сейчас ВШЭ входит в топ-10 вузов мира по количеству онлайн-курсов и в топ-3 по количеству именно MOOC (массовых открытых онлайн-курсов) на глобальной платформе Coursera, занимает второе место на Национальной платформе открытого образования.

В последние два года мы подписали соглашения с Coursera о создании на платформе пяти онлайн-магистерских степеней на английском языке. Одна магистерская программа Master of Data Science уже запущена, в 2020 году дважды прошел на нее набор: зачислен 231 студент из 28 стран мира. Это значительно больше, чем мы принимаем на обычную магистерскую программу.

В рамках Проекта 5-100 весь процесс привлечения иностранных студентов был трансформирован в соответствии с лучшими мировыми практиками: онлайн-подача заявок на обучение, инструменты цифрового маркетинга (охват более 100 тыс. иностранных абитуриентов), сопровождение абитуриентов на всех этапах поступления и прибытия в университет. Если в момент запуска программы у нас практически не было иностранных студентов, то сегодня они составляют почти 12% всего контингента, представляя 122 страны мира. Основной контингент наших иностранных студентов составляют, как и в других российских университетах, граждане бывших советских республик, что соответствует нашим геополитическим интересам, распространению русского языка. Но одновременно растет количество студентов из развитых стран (уже сегодня почти 500 студентов НИУ ВШЭ – это граждане стран-членов ОЭСР), что подтверждает соответствие российского высшего образования лучшим мировым стандартам.

В целом надо сказать, что Проект 5-100 сыграл очень большую роль в системе высшего образования. До Проекта 5-100 у нас был МГУ и еще буквально несколько вузов (включая Вышку). Там наукой занимались, а все остальное было всем остальным. Сейчас все абсолютно иначе. Есть группа вузов, которая вырвалась вперед. Они стали гораздо более интересны внешнему миру, работодателям, заказчикам НИОКР, известны как провайдеры просветительских программ, даже оригинальных программ ДПО. Они стали известны абитуриентам: в 2020 году средний балл поступивших в вузы 5-100 составил 82 из 100. На старте программы с такими результатами были только ВШЭ и Физтех.

Пандемия еще раз наглядно показала, что все это делалось не зря. Мы увидели высокий цифровой потенциал вузов-участников Проекта 5-100: наличие сильной инфраструктурной базы, высокой производительности каналов доступа к интернету и мощности систем хранения данных. При этом они использовали накопленные ресурсы на благо всей системы: были одними из главных провайдеров онлайн-курсов, особо востребованных в условиях тотального дистанта и активными инициаторами обмена опытом.

Теперь огромное желание куда-то двинуться появилось даже у «середняков». Это значит, что мы показали реальное изменение университетской структуры. Вузы увидели, что можно жить по-другому, и это не только про деньги, ведь участники 2-3 ряда получают совсем небольшие средства. Это другая жизнь, другие показатели. И мне кажется, что это главный результат проекта.

Оригинал статьи: https://www.hse.ru/news/edu/446638038.html