Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Вы можете обладать большим количеством денег, но ничего с этим сделать не сможете

17 декабря 2020 года
Автор: RUGRAD.EU
Фото: Пресс-служба БФУ им. И. Канта
Источник: RUGRAD.EU

БФУ им. И. Канта вошел в топ экономических вузов России по результатам предметного рейтинга агентства RAEX (19 позиция в рейтинге). Директор института экономики, управления и туризма Варвара Алтунина рассказала RUGRAD.EU, зачем многопрофильному БФУ участие в рейтингах, где представлены экономические вузы, о конкуренции со столичными университетами, о потребностях рынка в новых управленцах и как бизнесу выходить из состояния стагнации.

— Насколько важно для БФУ попадание в топ экономических вузов рейтинга RAEX ?

— Мы находимся в глобальном мире и конкурируем не только с российскими университетами, но и иностранными вузами. Нам как университету важно привлекать иностранных студентов. Поэтому попадание университета в любой рейтинг (российский или международный) — это история, которая дает возможность быть заметными. Мы рады, что в рейтинг удалось попасть именно по нашей предметной области. Экономика и управление — это высококонкурентная область: и с точки зрения образования, и с точки зрения интереса абитуриентов и их последующего трудоустройства. Когда федеральный университет попадает в такие рейтинги, это и престижно, и подтверждает, что наши усилия не пропали даром.

— По умолчанию считалось, что главным институтом в БФУ, который отвечает за экспорт российского образования, является медицинский. У экономического института в этом плане какие достижения?

— Медицинский институт является институтом, экспортирующим образование, поскольку к нему есть интерес у индийских студентов (они исторически с большим интересом к медицине относятся, для них это важная и престижная профессия). Если говорить об экспорте экономического образования, то на протяжении последних трех лет есть стабильный интерес иностранных студентов к нашему институту. Это абитуриенты из Марокко, Бразилии, Китая, были иностранцы из Франции и Камеруна, которые закончили у нас предпринимательскую магистратуру. Жители некоторых стран Южной Америки и Китая активно интересуются нашими программами.

— Пандемия сильно помешала этим процессам?

— Да, сильно, но мы реализуем онлайн-форматы. В 2020 году иностранцы среди поступивших есть (как на уровне бакалавриата, так и магистратуры и аспирантуры). Для них ввели удаленную форму обучения, но если бы мы находились в нормальных условиях, то иностранцев среди поступивших было бы больше. Последние три года мы наблюдали рост интереса иностранных студентов. У нас есть англоязычные модули и образовательные программы, которые были разработаны в прошлом году. Но пандемия помешала сделать на них полноценный набор.

— Какие образовательные программы вы можете предложить, чтобы конкурировать со столичными вузами?

— Во-первых, программа «Мировая экономика» представлена не во всех столичных вузах. Не все университеты, у которых есть данная программа, дают своим студентам возможность стажироваться за рубежом. Наше геополитическое положение в допандемические времена давало такую возможность: это Германия, Ирландия, Великобритания, Франция, даже Китай и США. Наш небольшой регион дает возможность плотнее взаимодействовать с такими структурами, как Фонд поддержки предпринимательства (мы с ними реализуем  предпринимательскую магистерскую программу по менеджменту), и с крупнейшими работодателями. У нас не такие многочисленные группы, это дает возможность индивидуального подхода.

— Какие программы сейчас пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов?

— Если мы говорим о бакалавриате, то это маркетинг. Маркетинг — вообще востребованная история: мы живем в век потребления, и всё, что связано с потреблением и интернет-маркетингом, студентам очень интересно. Если говорить о магистратуре, то это предпринимательство, где мы даем возможность в течение двух лет сформировать и открыть свой стартап при поддержке наших преподавателей и фонда. Не все люди готовы быть предпринимателями, тогда для них это проектный трек. У нас есть возможность плотно взаимодействовать с компаниями: они приходят с заказами конкретных проектов, формируют техническое задание, а студенты в проектных группах решают поставленные заказчиками (предприятиями) задачи.

— Какую помощь вам оказывает Фонд поддержки предпринимательства?

— Во-первых, он оказывает помощь с экспертной точки зрения, дает возможность привлекать специалистов, которые знают, как открыть бизнес и сформировать стартап, как продвигать его на рынке. Мы заключили с ними договор о совместной реализации проекта «Тренировочная фирма», который подразумевает, что ребята, которые готовят стартапы, имеют возможность получать консультации на площадке фонда (прежде всего правовые). Мы оказываем прежде всего экономическую и управленческую поддержку, но если они решают открыть индивидуальное предприятие или ООО, то фонд бесплатно консультирует их, как это сделать, и ведет их к тому, чтобы они уже вышли с готовым к реализации проектом на рынок.

— У университета есть партнеры, которые следят за студенческими стартапами и потом, к примеру, рассматривают возможность инвестировать в них?

— С точки зрения инвестиций пока серьезных предложений не было. Ребята выигрывали небольшие денежные призы на конкурсе, который проводил Фонд поддержки предпринимательства. Ребята, которые делали стартапы либо своими силами их финансировали, либо использовали заемные средства (при помощи того же фонда или банковских структур).

— Не следили за судьбой этих стартапов? Кто закрылся, а кто выжил?

— У нас формируется порядка 3–4 стартапов из каждого выпуска. Ребята из выпуска 2020 года открыли фирму, которая производит магнитные панели. Начали они это делать после того, как съездили во Францию по нашей партнерской программе трехстороннего обмена Bridge. Они проходили практику в Leroy Merlin, там они почерпнули эту идею. Здесь они организовали собственное производство: делают не только магнитные панели, но и различные стикеры и офисные принадлежности. Есть кулинарная студия Екатерины Одинцовой Bake my day — это один из первых выпускников нашей предпринимательской магистратуры. Студия тайского мороженого Elefun — тоже наша выпускница Регина Гурина, парочка IT-стартапов у нас была. Было несколько образовательных стартапов, которые открыли школу «Алгоритмика», школу по развитию проектных навыков для учащихся.

— Помимо собственников, вы обучаете и управленцев для чужого бизнеса. Насколько они востребованы на рынке?

— Экзаменационная комиссия на защите дипломных работ представлена у нас большим количеством работодателей (собственников и руководителей бизнеса). Поэтому во время защиты они могут предложить студентам трудоустройство. Например, в прошлом году на защиту маркетологов приходил [совладелец холдинга «Западная пресса»] Александр Власов и сделал предложение нескольким маркетологам. Юрий Дергачев («Юринат») традиционно у нас является председателем комиссии, он делал предложение о трудоустройстве менеджерам и маркетологам, некоторые работают у него в компании.

— Институт живых систем тесно сотрудничает с компанией «Содружество». Но крупный бизнес наверняка заинтересован в том, чтобы пополнять свои менеджерские кадры?

— Директор «Управляющей компании «Содружество»» Александр Владимирович Шендерюк-Жидков — выпускник экономического факультета БФУ. Он всегда нам оказывает помощь и поддержку. Выпускники нашего института работают в «Содружестве», он регулярно обращается с просьбой кого-то порекомендовать ему на работу.

— Вам удается привлекать топ-менеджеров и собственников бизнеса в качестве преподавателей?

— Да. Мы привлекаем их для экспертизы наших образовательных программ: мы же не воздух производим, а продукт под задачи бизнеса и рынка. Олег Борисович Пономарев (совладелец торговой сети «Спар-Калининград». — Прим. ред.) недавно защитил докторскую диссертацию в РАНХиГС, у нас он проводит мастер-классы по предпринимательству. Будущим выпускникам очень важно увидеть истории успеха людей, которые когда-то находились в том же положении, в котором сейчас находятся ребята. Финансовый директор компании «Экопэт» Куимова Елена Викторовна у нас в магистратуре преподает, преподают топ-менеджеры, люди, которые занимаются HR и имеют свой рекрутинговый бизнес, ведь важно научить студентов, как работать с персоналом.

— Есть планы по привлечению еще кого-то из регионального бизнес-сообщества или других ведущих вузов в качестве преподавателей?

— Благодаря таким программам, как «5–100», есть возможность привлекать ведущих преподавателей из других вузов: из Высшей школы экономики несколько преподавателей читали лекции, два года с нами работал специалист мирового уровня по интеллектуальному капиталу Йоран Руус. Мы стараемся не замыкаться, не вариться в собственном соку, а привлекать ведущих преподавателей из других вузов (в том числе зарубежных).

— Как, на ваш взгляд, за это время изменились стандарты образования в области менеджмента и экономики?

— Оно сильно эволюционирует в сторону практикоориентированности, командной и проектной работы. Не столь важно напичкать студентов знаниями в предметных областях, нужно научить их коммуницировать и работать в команде. Современный бизнес развивается в сторону прежде всего коммуникаций и взаимодействия людей между собой.

— Вы упоминали практику студентов в Leroy Merlin во Франции. На каких еще зарубежных площадках у них есть возможность пройти практику?

— Студенты даже не столько практику за рубежом проходят, а полноценное обучение минимум в течение семестра. Практика в Leroy Merlin — это история нашего взаимодействия с вузами  Франции и Тайваня. Не только наши ребята туда выезжали, но и к нам приезжали французские и тайваньские студенты. Если мы говорим о сетевом обучении за рубежом, то у нас ребята на третьем и четвертом курсах в течение семестра учатся в зарубежных вузах. Эти дисциплины мы им потом перезачитываем здесь. Есть истории, когда студенты через международный отдел университета имеют возможность поехать по международным программам за рубеж: в Польшу у нас ребята выезжали, в Великобританию, Германию. Это бесценный опыт, который позволяет не только увеличить языковую практику, но и учит взаимодействовать в межкультурных командах. Для нашего региона это очень важно: мы настолько близки к Европе, что нам важно уметь коммуницировать с иностранным бизнесом. В Германии наш основной партнер — Мюнхенская бизнес-школа, которая входит в топ-10 немецких бизнес-школ: в Баварии достаточно серьезное бизнес-сообщество, там представлены все крупные компании. Наши партнеры предоставляют очень качественные программы на немецком и английском языках. Во Франкфурте-на-Майне и в Дортмунде у нас есть партнерские вузы. Это если мы говорим о партнерских связях только нашего Института экономики, управления и туризма. У БФУ им. Канта есть партнерские связи с Кильским университетом, с Берлинским университетом. Тут всё зависит от самих студентов: если есть желание, то возможности им предоставляются.

— Бизнес в Калининграде имеет свою специфику. Такие вещи, как законодательство об Особой экономической зоне, к примеру, представлены в ваших образовательных программах?

— Обязательно. Есть программы, посвященные внешнеэкономической деятельности, где подчеркивается специфика таможенного регулирования и внешнеэкономического взаимодействия. Международный бизнес и международный маркетинг — это всё у нас есть в программах. Есть вводные курсы по мировым товарным рынкам. Есть курс в одной из программ, который называется «Особые экономические зоны».

— Вы говорили, что ваши выпускники востребованы на рынке. Насколько сам рынок готов к такому количеству выпускников?

— Недавно проводился анализ потребностей компаний и государственных структур в экономистах и менеджерах. Потребности рынка не закрыты, хотя в последнее время экономистов и юристов только ленивый не пинал... Качественные выпускники востребованы всегда. Профессиональные управленцы и экономисты не только на калининградском рынке нужны. Наши выпускники трудоустраиваются и в глобальных компаниях, и в компаниях, которые работают в Санкт-Петербурге и Москве.

— Потребность не закрыта, потому что бизнес развивается быстрее, чем происходит выпуск студентов?

— У нас сильно стимулируется развитие малого и среднего предпринимательства, а это всегда формирует потребность в кадрах. Органы власти и различные министерства регулярно просят у нас посоветовать на работу лучших выпускников. Наши выпускники не только в коммерческих компаниях работают. Например, недавно был запрос на экономиста в министерство сельского хозяйства. Миграционная служба брала наших выпускников в этом году на практику, а в дальнейшем предложила трудоустройство. Любой структуре всё равно нужен экономист. Это специалист, который занимается анализом и обработкой большого количества данных, — всё, что связано с аналитикой. Анализ больших данных — это то, что наши ребята умеют успешно делать.

— Помимо подготовки студентов, экономический институт предоставляет образовательный продукт и для состоявшихся бизнесменов?

— У нас есть программы дополнительного профессионального образования, программы профессиональной переподготовки. В последнем случае мы ведем подготовку управленческих кадров по Президентской программе, в этом году мы уже второй набор делаем. ГК «Содружество» ежегодно порядка 5 человек у нас обучает в рамках этой программы. Работодатель направляет как раз тех сотрудников, которым он хочет дать управленческие и экономические компетенции. Мы готовим их по программам «Менеджмент», «Финансовый менеджмент» и «Маркетинг». Традиционно все крупные компании обучают в рамках этих программ своих сотрудников: это и судостроительный завод «Янтарь», «Русский хлеб», «Автотор», «Содружество» — крупнейшие работодатели, которые заботятся о том, чтобы развивать свой персонал. Программа дает возможности обучаться также специалистам, работающим в малом и среднем бизнесе, и самим собственникам бизнеса. Допустим, человек работает в качестве индивидуального предпринимателя, но хочет подтянуть свои компетенции и открыть свою компанию. Такие предприниматели тоже обучаются по этой программе.

— Предприниматели часто жалуются, что в какой-то момент бизнес утыкается некий тупик и прекращает рост. Переподготовка менеджмента может дать эффект, который поможет продолжить рост на рынке?

— Зависит от того, в какой сфере бизнес испытывает потребности в переподготовке. Если это компания, как «Содружество», то они на уровне управления кадрами отслеживают тех сотрудников, которые могут дать в перспективе рост и направляют на эти программы. Основной ресурс любой компании — это кто? Это люди. Вы можете обладать большим количеством денег и современными технологиями, но если нет квалифицированного персонала, то ничего вы с этим сделать не сможете. Компании, которые вкладываются в развитие человеческого капитала, в его образование и переобучение, — именно они выигрывают на рынке.

Оригинал статьи: https://rugrad.eu/afisha/news/vy-mozhete-obladat-bolshim-kolichestvom-deneg-no-nichego-s-etim-sdelat-ne-smozhete/