Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Зачем Сибирскому федеральному университету консорциум «Недра»

09 декабря 2020 года
Автор: Наталья Таран
Фото: Пресс-служба СФУ
Источник: Форпост Северо-Запад

В ноябре 2020 года к консорциуму технических вузов «Недра» присоединился Сибирский федеральный университет. Его ректор Максим Румянцев в интервью «Форпосту» рассказал о том, какую пользу объединение принесет непосредственно студентам, почему отечественная высшая школа сегодня так озабочена вопросом конкурентоспособности, и в связи с чем инженерные вузы в регионах не переходят на удаленный формат обучения.

СФУ считается самым крупным в восточной части страны – он образован путем объединения сразу пяти учебных заведений и одного НИИ Красноярска. Спектр предоставляемых направлений подготовки специалистов охватывает от робототехники и нефтегазового дела до психологии и туризма. В 2021 году только на бюджетные места будет принято более 5 тысяч студентов и аспирантов. Всего же здесь учится более 25 тысяч человек. Поэтому когда руководитель вуза утверждает, что без консолидации невозможна целостность образовательной системы, прежде всего, он опирается на уже имеющийся опыт своего региона.

- Каким видите механизм влияния консорциума университетов «Недра» на государственные органы и бизнес-сообщества?

- Консорциум создан с целью формирования единой государственной политики в области подготовки недропользователей. В настоящий момент туда входят 25 университетов, которые будут консолидировано формировать предложения для Министерства науки и высшего образования по улучшению системы образования топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов.

Отчасти механизм, положенный в основу консорциума, напоминает работу Федерального учебно-методического объединения вузов. Когда-то оно решало методические задачи объединения работы всех вузов, например, давало комментарии по поводу образовательных программ, учебных планов, общей политики по открытию новых специальностей. На время приостанавливало работу, но в текущий момент действует с новыми силами и задачами. Без консолидированной работы всех вузов невозможна целостность образовательной системы. Так что я рассчитываю, что влияние такого сообщества со временем будет расти.

Что касается бизнеса, то университеты смогут гораздо более эффективно и точечно отрабатывать запрос промышленных компаний и индустриальных гигантов на квалифицированные кадры. Это однозначно: подготовка специалистов горно-геологического профиля в идеале должна осуществляться в тесном взаимодействии с базовыми горно-металлургическими компаниями по организации практик и трудоустройству.

Нам надо стремиться – и консорциум для этого может быть эффективным инструментом, чтобы министерство, университеты и бизнес-структуры работали в единой связке для подготовки квалифицированных кадров в интересах индустрии и экономики страны.

- В рамках консорциума есть ли у Вас интерес к программам академической мобильности?

- Формирование единой политики в части обучения специалистов действительно расширяет возможности академической мобильности. Это очень хорошая практика! Если будет сформирована общая сетка учебных планов и компетенций, в первую очередь, будет проще самим студентам. Сегодня около 56 вузов Российской Федерации готовит кадры для нефтегазовой отрасли, и у каждого из них - свои образовательные программы. Если студент хочет перевестись в другой региональный либо столичный университет, то возникает огромная академическая разница.

Единая политика консорциума упростит межвузовское взаимопонимание и в рамках международных программах обмена. Зарубежные учебные заведения будут понимать, что у студентов, приехавших из консорциума университетов «Недра», есть некая единая часть учебного плана, измеримая в их зачётных единицах и совпадающая с их дисциплинами. В результате они смогут пройти какое-либо включенное обучение, например, в Австрии, Германии, Франции, без потерь для своего основного образования, потому что по возвращении этот перечень дисциплин им будет засчитан.

- Технический профиль вашего вуза предполагает наличие значительной доли практических и лабораторных работ в общем объеме занятий. На сегодняшний день в Москве и Санкт-Петербурге высшая школа переведена на дистанционное обучение. Как у вас организовано обучение в период пандемии, что делаете для того, чтобы пандемия не ударила по качеству выпускников?

- Это самый животрепещущий вопрос. У нас образовательный процесс организован в гибридном формате с максимальным сохранением очных занятий там, где это необходимо. То есть теоретические потоковые лекции переведены в дистанционный формат, все остальные – практические и лабораторные работы, требующие доступа к оборудованию – проводятся очно с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. Для будущего нефтяника и горняка очень важно отрабатывать практические навыки, он должен не просто знать, как выглядит задвижка, должен понимать с каким усилием её надо крутить, чтобы открыть и в какую сторону. Некоторые компетенции можно достичь только практическим путём, например, формирование некоторых растворов - здесь практика имеет очень большое значение. Мы стараемся это сохранить в достаточном объёме.

- Что Вам дало участие в программе повышения конкурентоспособности «5–100»? Помимо данного проекта, что могло бы помочь университетам развиваться интенсивнее, какие изменения этому способствовали бы?

- Проект 5-100 – это история не только о финансовой поддержке вузов. Установки программы — это повод задуматься, возможно, перегруппировать внутренние силы и направить ресурсы на реализацию наиболее важных и актуальных на данный момент задач, в том числе и тех, что касаются участия в различных конкурсах национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».

Сегодня на смену данного проекта приходит Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ), инициированная Минобрнауки России. Мы готовимся участвовать, наша заявка будет ориентирована на социально-экономическое развитие региона. Сейчас рабочая группа активно проводит консультации, обсуждения.

Я бы выделил несколько моментов, которые позволяют говорить о программе ПСАЛ как о перспективной. Во-первых, демократичный характер и равные возможности университетов, ориентированных на развитие, в получении поддержки. Дело не только в субсидии. Попадание в программу даже кандидатом позволяет вузам заявить о своих планах развития на федеральном уровне и, фактически, получить оценку тех или иных реформ, которые они проводят.

Второе, это предложенный формат консорциума, который работает на усиление университетского ресурса. При отсутствии жёстких рамок это позволяет убрать барьеры и объединить усилия при решении значимых научно-образовательных задач.

Наконец, программа учитывает две ключевые траектории развития университета: нацеленность на научно-исследовательскую повестку и ориентированность на участие в социально-экономическом развитии субъекта. В этой программе есть место для каждого вуза.

- В одном из интервью Вы сказали, что во многом работа вуза направлена на повышение его конкурентоспособности и на вхождение российских учебных заведений в глобальные рейтинги, в топ ведущих университетов. Почему этот вопрос стал актуален именно в последнее время?

- Мировые рейтинги – это способ измерять динамику университета, и такое внимание к ним связано со сдвигом в российском образовании, который произошёл в 90-е. До этого у наших вузов не стояло задачи соответствовать потребностям рыночной экономики. Были внутренние приоритеты, и ценность рейтингов не была значима. Система образования отвечала запросам плановой экономики, определялась количество бюджетных мест, они распределялись, и это не было конкурентной средой. Это была государственная задача, которую решала система образования, и положение в рейтингах не было задачей.

Но процессы глобализации и формирования новых экономических рынков потребовали от российского образования перестройки, потому что фактически в конце XX века, в 2000-е, начала формироваться иная структура рынкообразования. Центры сместились. Как только стало ощутимо, что отечественный образовательный сегмент уступает европейскому и американскому рынкам образования, появились программы повышения конкурентоспособности. У нас это произошло гораздо позже, чем у коллег из азиатских стран. Тем не менее, сегодня возникли точные ориентиры, которым нужно соответствовать.

Оригинал статьи: https://forpost-sz.ru/a/2020-12-09/zachem-sibirskomu-federalnomu-universitetu-konsorcium-nedra