Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Валерий Фальков: Количество бюджетных мест будет увеличиваться в региональных вузах

08 декабря 2020 года
Автор: радио "Комсомольская правда"
Фото: "Комсомольская правда"
Источник: радио "Комсомольская правда"

А. Милкус:

- Сегодня у нас в эфире министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков. Здравствуйте, рад вас приветствовать.

В. Фальков:

- Добрый день.

А. Милкус:

- Я помню, что очень важный был разговор у нас с вами о возможности переходить к обучению в системе 2+2+2. То есть, два года бакалавриат, такое базовые образование, два года специализированное, два года магистратуры. И вообще было очень много планов и у вас, и планов по выполнению предложений президента, по развитию высшего образования. Что вот из этого удается, несмотря на пандемию, претворять? Что из этого происходит? Или все-таки все силы сейчас брошены и министерства, и вузов на удержание нынешней ситуации, чтобы просто ребята учились в вузах?

В. Фальков:

- Нет, конечно, есть текущая ситуация, она требует объективно гораздо больше времени. Мы с вами понимаем, что обычное течение жизни, где все было понятно - зимой сессия, летом сессия, студенты 1 сентября приходят, летом - приемная компания. В этом году, казалось бы, хорошо понятные и привычные процедуры, все требовало осмысления и все сдвинулось по срокам, все требовало особой концентрации, но при этом мы не теряли из виду повестку развития и целый блок вопросов, в том числе, и то, что вы назвали вот это поручение президента - 2+2+2 - и многие другие инициативы, поручения мы либо реализовали, либо сейчас в стадии. Ну, допустим, в начале года мы с вами обсуждали бюджетные места и вектор государственной политики с его смещением в регионы.

А. Милкус:

- Добавление бюджетных мест в региональных вузах.

В. Фальков:

- Конечно. Это по факту произошло. Более того, уже не с 2021 года, как планировали, а с 2020-го, на 30 тысяч… Уже в этом году 11400 было добавлено и теперь до 2024 года ежегодно будет количество бюджетных мест увеличиваться. Если брать специальности направления и примерно тенденции, в основном, это IT, в основном это здравоохранение, то есть, подготовка медиков, врачей, и в области образования подготовка учителей. Я бы назвал три таких ключевых приоритета до 2024 года. При этом мы не сократили количество бюджетных мест в наших столицах - в Питере и в Москве - но все увеличение пошло в регионы. И многие региональные вузы в этом гораздо больше бюджетных мест получили, и так будет до 2024 года. Ну, отчасти это еще связано и с тем, что у нас количество выпускников школ увеличивается, поэтому и объективная потребность на первый уровень образования - бакалавриат-специалитет - гораздо больше.

Д. Завгородняя:

- Прошу прощения. А хватит ли абитуриентов-отличников для увеличивающегося количества бюджетных мест?

А. Милкус:

- Да, нам троечников не надо.

В. Фальков:

- Ну, мы ж совместно работаем со школой. Мне кажется, эта задача решаемая. Пока хватает. В этом году все было по-другому. Все так же и - по-другому. Мы сдавали ЕГЭ, но в другие сроки. Сдавали его не в качестве обязательного упражнения, скажем так, все выпускники школ, а только те, кто хотел поступить в вуз. В итоге мы имеем совершенно другие результаты. Результаты ЕГЭ выше и качество абитуриентов поступивших в российские вузы.

А. Милкус:

- А с чем это связано? С тем, что сдавали ЕГЭ мотивированные ребята, которые заточены были на поступление?

В. Фальков:

- Да, конечно. Пошел ЕГЭ сдавать те, кто хотел поступать в вузы. Вы знаете, сколько было опасений. Сегодня мы легко размышляем, а вот где-то в августе-июле сколько было опасений, что российские вузы недоберут, что высшее образование, возможно, не востребовано. Все нормально, спрос на высшее образование не превышает предложения, я бы так сформулировал.

А. Милкус:

- Мы сегодня будем наверняка с вами обсуждать по иностранным студентам, очень много сообщений.

В. Фальков:

- По иностранным студентам я могу вам сказать, что нет одного универсального решения, которое можно было бы взять и в Томске, в Челябинске, на Дальнем Востоке или в Калининграде одинаково использовать. Потому что, во-первых, иностранные студенты разные, из разных регионов, во-вторых, ситуации разные. И это как раз пространство свободы для принятия решений. Но задача-то общая - обеспечить качество высшего образования. Как вузы решают? Одни, допустим, социальные гарантии увеличивают, а другие? Другие назначают дополнительно наставников для иностранных студентов и так выходят из ситуации. Третьи вплоть до того, что договариваются с партнерскими зарубежными вузами, допустим, в Китае, и организуют обучение китайских студентов на базе партнерских вузов в Китае. Вот такие разные решения. И мы эти лучшие практики собираем, чтобы вузы имели возможность. Понимаете, это принципиально новая ситуация. Такого не было до пандемии. Все-таки мы были примерно одинаковые - единый сигнал, исходящий от министерства - и все примерно понимали. Размеренный образ жизни. А сейчас все поменялось.

А. Милкус:

- Есть у нас вопрос от студентов. «А не отменят ли зимнюю сессию в связи с такой ситуацией?»

В. Фальков:

- Ну, многие студенты, наверное, хотели бы, но не отменим. Другой вопрос в том, как она пройдет. Пока мы ориентируемся, и у нас есть соответствующий приказ для вузов и Минобрнауки, и рекомендации для других вузов, о том, чтобы сессия прошла в онлайн-формате.

А. Милкус:

- Вот Владислава Сазонова пишет - когда будет принято положение, прорегулирующее действие вузов в период пандемии по отношению к иностранным студентам?

В. Фальков:

- Ну, необходимости принятия отдельного какого-то положения нет, поскольку уже сегодня все регламентировано и федеральным законом об образовании, и рядом ведомственных актов. Просто, если рассматривать ситуацию, более того, я могу сказать, что ее не решить, эту ситуацию, но, если вы проживаете в какой-нибудь африканской стране, вот мы встречались позавчера с руководителями ассоциации иностранных студентов, и сам руководитель, он из Бенина, по-моему, и он говорит - в нашей стране в принципе проблема с интернетом. Там чтобы полчаса побыть в интернете - это непозволительная роскошь. Тем более для студента. Это объективная причина. А въезда сюда нет. Ну, сколько положений не прими, для российских вузов, ситуацию самим положением не изменишь. Поэтому здесь только индивидуальный подход по каждой такой ситуации проживающих в разных странах студентов и в зависимости от того, на каком направлении он учится. И таких примеров огромное количество. Разница в часовых поясах. Вот основные-то проблемы связаны с качеством либо отсутствием света вообще, либо отсутствием устойчивого интернета. Либо это дорогое удовольствие в некоторых странах, поскольку инфраструктура не такая, как в России. Мы-то во многом привыкли, что для нас это норма…

А. Милкус:

- Вы имеете в виду, что студенты не могут учиться удаленно, да, а приехать в нашу страну они тоже не могут въехать?

В. Фальков:

- Ну, у нас 100 тысяч иностранных студентов, чуть меньше 100 тысяч, по объективным причинам не могли въехать. Либо они выехали на каникулы и не смогли вернуться. Либо по разным причинам поступили на первый курс и не смогли въехать. И первое, с чем мы сталкиваемся, это даже не вопрос того, комфортно или некомфортно удаленно учиться, а просто вопрос обеспечения связи между преподавателем и студентом. То есть, нормальное онлайн-соединение. Отсутствие гаджетов, слабый интернет, либо это дорогое удовольствие. Еще раз повторяю, в некоторых странах интернет настолько дорогой, что слушать по 4-5 часов лекций - это непозволительная роскошь просто.

А. Милкус:

- Задам такой нетривиальный вопрос - а зачем они нам нужны, иностранные студенты? Что, нам своих негде учить, что ли?

В. Фальков:

- Здесь есть несколько аргументов. Во-первых, как вы понимаете, мы рады любым талантливым людям, кто приезжает в Россию и получает наше образование. Потому что кто-то из них остается в России и работает на благо нашей страны. Кто-то едет в свои страны и становится другом нашей страны, и мне кажется, что это тоже на пользу нам. Плюс немногие, может быть, до конца осознают, но обучение иностранных студентов делает атмосферу в вузе совершенно иной. Когда иностранцы учатся вместе с нашими студентами, конечно, где-то это дискомфорт для кого-то. Где-то это, может быть, какое-то неудобство. Но чаще всего, общаясь с нашими студентами, с иностранными, ты понимаешь, что раздвигает границы их представления о мире, это межкультурный такой диалог, они совершенно по-другому смотрят потом и понимают, что есть люди с другой картиной мира, с другим мировоззрением. Поэтому в конечном итоге это идет на пользу и российским, и иностранным студентам. А для иностранцев, понятно, это возможность получить и качественное образование, и приобщиться к русской уникальной культуре, выучить русский язык и в оригинале, в том числе, как они многие говорят, читать произведения мировых классиков. Ну и приехать и быть востребованным в своей стране. Так что, мне кажется, очень много плюсов здесь.

А. Милкус:

- И хотелось бы еще уточнить. Был проект, по-моему, хорошо сработавший, когда наши вузы ведущие должны были попасть и попали во многие мировые рейтинги, в топ вузов международных. Сейчас эта программа закрылась, да?

В. Фальков:

- Она завершается в 2020 году. С 1 января эта программа уже будет завершена.

А. Милкус:

- Какая морковка будет висеть теперь перед носом ведущих вузов, для того, чтобы развиваться и жить дальше?

В. Фальков:

- Начиная с июня этого года мы обсуждаем новую большую программу, ее часто везде цитируют, стратегического академического лидерства, практически завершили, скажу я вам, непростая это была задача, поскольку мы хотели учесть опыт всех предыдущих программ. И проекта 5-100, и, конечно, опыт очень хорошего проекта национальных исследовательских университетов - 10 лет у нас уже национальные исследовательские университеты - кстати, мы подведем публичные итоги этой программы буквально на предстоящей неделе. Часть университетов заслушаем и посмотрим, чего они достигли за 10 лет. Поскольку статусы тоже раздавались, отдельно потом посмотрим федеральные университеты - у них у всех есть свои программы развития, И мы сейчас приняли решение - мы в 2020 году публично заслушаем все вузы, участвующие в трех крупных программах. 5-100, Национальные исследовательские университеты и Федеральные университеты. Надо сказать, правда, для тех, кто не посвящен в эту проблематику высшего образования, что часть этих вузов, ну, то есть, этих статусов, они совпадают. То есть, федеральные вузы участвовали в 5-100, или национальные исследовательские участвовали в 5-100. Но у общества большой запрос, все хотят знать, государство серьезные деньги проинвестировало в эти три программы - и что мы получили? Поэтому мы отдельно организуем, с приглашением всех заинтересованных сторон. Мне кажется, ректор и его команда должны выйти и сказать - у нас вот это появилось для студентов, это для региона, это для преподавателей, здесь нам не удалось. И послушать, в том числе, как на это все смотрят те, кому это было адресовано, и как на это смотрят эксперты, как на это смотрят налогоплательщики. Мне кажется, это абсолютно правильный подход.

Оригинал статьи: https://radiokp.ru/podcast/roditelskiy-vopros/174273