Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Российское высшее образование улучшило рейтинг

29 октября 2020 года
Автор: Коммерсант
Фото: Пресс-служба СПбПУ
Источник: Коммерсант

Британское издание Times Higher Education (THE) опубликовало обновленные результаты предметного рейтинга мировых университетов THE World University Rankings by Subject. По сравнению с прошлым годом представленность российского образования в рейтинге возросла с 39 до 48 вузов, 20 из них – участники Проекта 5-100.

Рейтинг Times Higher Education ранжирует университеты по 11 предметным областям: «Социальные (общественные) науки», «Экономика и бизнес», «Инженерные науки и технологии», «Компьютерные науки (информатика)», «Физические науки», «Науки о медицине и здоровье», «Искусство и гуманитарные науки», «Науки о жизни», «Образование», «Психология», «Право». При составлении предметного рейтинга используются те же 13 индикаторов, что и в мировом институциональном рейтинге, которые группируются по пяти направлениям: «преподавание», «исследования», «цитирования», «международное взаимодействие», «доход от производственной деятельности (инноваций)». Индикаторы имеют другой вес с целью учета специфики конкретной научной области. Например, в области искусства и гуманитарных наук, где традиционно количество публикаций невысокое, индикатор «Цитирования» имеет меньший вес. В то же время в тех предметных областях, где количество публикаций и количество цитирований традиционно высокое, вес индикатора «Цитирования» был, наоборот, увеличен до 35% (для физических наук, психологии, наук о жизни, а также для наук о медицине и здоровье).

Для того чтобы университет рассматривался в одном из 11 предметных рейтингов, необходимо, чтобы он обладал определенным количеством публикаций за период 2015-2019 годов в базе данных Scopus (от 100 до 500 в зависимости от научной области). Помимо этого, не менее определенной доли или количества сотрудников университета (от 1% до 5%, или от 20 до 50 человек) должны работать в соответствующей предметной области.

В четверку лучших представителей высшей школы страны, представленных в топ-100 предметных рейтингов ТНЕ, входят Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Казанский (Приволжский) федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра
  • Национальный исследовательский университет ИТМО
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Российский университет дружбы народов

Ильшат Гафуров, ректор Казанского федерального университета:

"Вызовы времени требуют формирования эффективной системы подготовки и поддержки учителей в целях обеспечения качественного образования подрастающего поколения в ближайшие годы. Поэтому педагогическое образование сейчас стало приоритетом для современного общества, вплотную столкнувшегося с нехваткой учителей, дифференциацией по уровню подготовки, отсутствием четкой стратегии в обучении.

В поиск ответов на эти вызовы активно включились ученые многих стран, исследователи из ведущих университетов мира, представляющие национальные достижения в модернизации процесса подготовки учителей.

Казанский федеральный университет – последовательно представляет сегодня российский опыт трансформации педагогического образования. В результате включения в свой состав двух педагогических вузов КФУ стал одним из крупнейших центров подготовки учителей в стране, изначально реализующий индивидуальный подход, сочетающий лучшие практики высших учебных заведений различного типа. По программам педагогического образования в университете обучаются почти 10 тысяч студентов, что составляет 18 % всех обучающихся КФУ. Кроме того, более 10 тысяч практикующих учителей ежегодно повышают квалификацию по программам КФУ, что позволило создать реальную систему непрерывного педагогического образования. Университет играет ключевую роль в регионе в первичной подготовке учителей и сопровождении их в течение всей профессиональной карьеры.

В настоящее время в КФУ создана уникальная система подготовки педагогических кадров, включающая несколько вариативных моделей, собственные лицеи, школу, детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра, центр профессионального сопровождения педагогов и другие образовательные площадки, организация и деятельность которых стали интересны не только среди отечественного, но и международного академического сообщества.

Ориентация на анализ передового международного опыта и разработку собственных научных подходов позволили наладить сотрудничество с учеными из университетов Великобритании, США, Японии, Испании, Германии и других стран, а также органично войти в специализированные мировые исследовательские сети и представлять лучший российский опыт на ведущих международных конференциях Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA, AERA, BERA, ECER, ATEE, ISATT).

В результате КФУ смог войти в международные рейтинги лучших университетов мира в предметной области «образование». В частности, в рейтинге Times Higher Education – в мировую сотню. На сегодняшний день это самый высокий показатель не только в России, но и странах Восточной Европы и СНГ. По ряду наукометрических показателей в области «образование» университет входит сегодня в число 50 лучших учебных заведений мира.

Широкую известность приобрел Международный Форум по педагогическому образованию (International Forum on Teacher Education, IFTE), который мы ежегодно организуем совместно с Российской академией образования на своей площадке. В этом году в условиях пандемии IFTE-2020 был впервые проведен в виртуальном формате и стал одним из крупнейших онлайн-форумов в России. За 10 дней работы, по статистике компании Microsoft, его виртуальные площадки посетило более 32 тысяч участников. Форум является реальным научным мостом, объединяющим российских и зарубежных исследователей. Результаты исследований казанских ученых транслируются в международное научно-образовательное пространство также через собственный научный журнал «Образование и саморазвитие», индексируемый в реферативной базе данных Scopus.

В целом, в международном аспекте КФУ представляет уникальный российский опыт подготовки учителей в многопрофильных университетах, продуктивно решающих не только образовательные, но и научно-исследовательские задачи столь актуальные для динамично меняющегося мира."


Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ:

"За годы участия в Проекте 5-100 НИЯУ МИФИ многократно входил в ТОП 100 предметного рейтинга THE Physical Sciences. Одной из важных составляющих этого результата являются не только научные достижения Университета, но и высокий уровень интернационализации образования и науки, который достиг университет в результате трансформации из практически закрытого, отраслевого вуза, которым он был до 2013 года, в университет мирового уровня. Так, примерно четверть от общего числа студентов и каждый пятый научно-педагогический работник в НИЯУ МИФИ являются иностранными гражданами. Это нашло отражение и в рейтингах THE. Кроме того, хочу пожелать команде THE новых успехов в развитии их рейтингов на благо высшего образования в мире".


Эдуард Галажинский, ректор ТГУ:

"Усиление позиций ТГУ в рейтинге ТНЕ – это, во-первых, результат синергии, которая неминуемо возникает внутри классического университета: у нас создана благоприятная почва для развития междисциплинарных проектов, например, по решению лингвистами задачи автоматического анализа естественного языка. Второй важный момент – это реинжиниринг образовательного процесса, который запущен в вузе. Идет переосмысление подхода к образовательным программам, инициированная самими коллективами проектно-аналитическая сессия по поиску новых образовательных моделей, где участники создают дизайн-проекты будущих программ".

Подготовлено при поддержке Проекта 5-100.

Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/4550252