Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

СМИ о проекте


Российских вузов в мировом рейтинге стало больше

04 сентября 2020 года
Автор: Коммерсант - Наука
Фото: пресс-служба СПбПУ
Источник: Коммерсант - Наука

2 сентября британское издание Times Higher Education (THE) опубликовало рейтинг лучших университетов мира Times Higher Education World University Rankings 2021. Первое место среди российских вузов в рейтинге занял МГУ имени Ломоносова — он на 174-м месте, МФТИ делит места с 201-го по 250-е, Высшая школа экономики — с 251-го по 300-е.

Количество российских университетов в нынешнем рейтинге увеличилось до 48 (в прошлом году было 39); из них 20 вузов представляют «Проект 5–100». В этом году в рейтинг вошел новый участник «Проекта 5–100» — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Общий список университетов в этом году расширен — с 1397в 2019 году до 1527 в 2020 году.

Рейтинг в этом году публикуется в семнадцатый раз. Times Higher Education World University Rankings является одним из трех наиболее авторитетных академических рейтингов наравне с QS и ARWU.

МФТИ укрепил позиции по основным направлениям рейтинга, а в группе индикаторов «Преподавание» занял 87-е место среди лучших университетов мира. Существенно выросло значение показателей, оценивающих научную и международную деятельность.

Николай Кудрявцев, ректор МФТИ: «Высокие позиции в рейтинге — результат реализации программы развития МФТИ. Они отражают развитие трех ключевых направлений деятельности института: образовательной, научной и инновационной. За время ее реализации запущено 12 новых магистерских программ, создано более 70 новых лабораторий, усилена кооперация с базовыми кафедрами и индустриальными партнерами. Наши преподаватели регулярно обновляют учебные курсы и готовят национальные сборные к международным олимпиадам, ученые проводят исследования по самым актуальным направлениям, а результаты разработок МФТИ используются даже в Арктике. Важно, что результаты этой работы отражаются и в самом главном для нас — увеличении популярности Физтеха среди самых талантливых абитуриентов. В этом году вырос и конкурс, и средний балл, а первокурсниками МФТИ стали 163 победителя и призера всероссийских олимпиад. Поздравляю коллектив МФТИ с этими достижениями!»

Балтийский федеральный университет им. И. Канта впервые вошел в престижный рейтинг. БФУ им. И. Канта удалось обойти такие вузы, как УрФУ, Сеченовский университет, СПбГЭТУ ЛЭТИ, Университет Лобачевского и др. Наилучшие результаты были продемонстрированы БФУ им. И. Канта по показателю «Международное взаимодействие», что подтверждает высокую степень интеграции университета в международный наукотворческий процесс: за 2015–2019 годы опубликовано 1507 статей (Scopus), 32,5% из которых написаны в соавторстве с иностранными исследователями, это на 9,5% выше среднего значения по России.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта: «Вхождение в один из авторитетных мировых рейтингов Times Higher Education — это, безусловно, повод для гордости и результат многолетней планомерной работы университета, направленной в первую очередь на усиление кадрового потенциала университета высококомпетентными специалистами с внешнего рынка. В этом направлении университет сделал ставку не на одиночные дорогостоящие громкие имена, а на приглашение перспективных молодых исследовательских коллективов — и на дистанции в несколько лет это принесло желаемый результат: стартуя практически с нулевых позиций, в этом году БФУ им. И. Канта преодолел порог в 1000 статей за пятилетний период (с 2015 по 2019 год). Традиционно сильной стороной деятельности нашего университета является разностороннее международное сотрудничество. Из года в год БФУ им. И. Канта наращивает свое присутствие на международном образовательном рынке, что способствует продвижению бренда университета и повышению узнаваемости. За последние годы доля иностранных студентов БФУ им. И. Канта постоянно растет, причем не только за счет привлечения студентов из стран СНГ и близлежащих европейских стран, но и благодаря развитию азиатского (Китай, Индия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония) и южноамериканского направлений (Бразилия, Аргентина, Колумбия, Уругвай, Чили). С ведущими образовательными центрами этих стран заключаются соглашения о сотрудничестве, реализуются программы двух дипломов, ежегодно наращивается академическая мобильность. БФУ им. И. Канта нацелен на опережающее развитие, всестороннюю интернационализацию, в том числе за счет создания устойчивых партнерств и коллабораций по направлению Восток—Запад, что уже сейчас находит отражение в динамическом росте числа научных публикаций в соавторстве с иностранными учеными. Мы уверены, что выбранный нами вектор развития, в том числе в рамках международной деятельности, а также присутствие в общем рейтинге THE позволит добиться намеченных целей и стать образовательной, научной и инновационной площадкой, объединяющей Европу и Азию».

Сибирский федеральный университет вошел в группу 1001+ глобального рейтингаTHE WUR и занимает 17-е место среди российских вузов. Самый заметный рост университет продемонстрировал по показателю «Международные перспективы» —поднялся на 360 позиций в мире. Самый сильный показатель — «Доходы от НИОКР». Здесь СФУ занимает 221-е место среди всех ранжируемых вузов. Более 70% рейтинга — это показатели, учитывающие научные достижения. Высшая школа экономики именно по этому направлению показала наибольший рост (на 4,1 балла), что позволило занять 199-ю позицию среди вузов мира. Высшая школа экономики демонстрирует положительную динамику по большинству показателей рейтинга. А по таким критериям, как «Преподавание» и «Цитирование», Высшая школа экономики входит в топ 25% университетов мира.

Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию Высшей школы экономики: «ВШЭ участвует в мировых рейтингах с 2009 года. Путь продвижения для российских вузов в мировых рейтингах сложный, а для “молодых” университетов с небольшой историей — тем более. Дело не только в публикациях на английском языке, но и в возможности привлекать в университет иностранных ученых и иностранных студентов. Это значит создавать комфортные условия проживания и обучения в чужой для них стране. Вышка создает двуязычную среду в университете с 1996 года. Это и возможности российским студентам и преподавателям бесплатно изучать английский язык, и англоговорящие менеджеры и администраторы на всех ключевых направлениях поддержки университета (служба кадров, бухгалтерия, учебные офисы, студенты-консультанты по сопровождению иностранных граждан в университете, меню в столовой на двух языках и т. д.), это проведение более десяти двуязычных мероприятий одновременно на всех площадках Вышки ежедневно в режиме 365 дней в году, семь дней в неделю с участием представителей из разных стран мира. Сейчас ВШЭ имеет сотрудничество в разных формах с 69 странами».

Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики: «С 2013 года ВШЭ активно производит и представляет на открытых мировых площадках открытого образования свои онлайн-курсы. На платформе Coursera ВШЭ имеет более 100 онлайн-курсов и по их числу входит в топ-5 вузов этой платформы. Сегодня различные курсы ВШЭ прошли более 2 млн слушателей из 195 стран мира, среди них почти 75% слушателей — иностранцы. Высшая школа экономики первой и пока единственной из российских университетов представила англоязычную магистерскую программу Master of Data Science полностью в онлайн-формате на платформе Coursera среди полутора десятка других таких программ. В 2020 году уже прошли два успешных набора на эту программу».

Оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/4474809