Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Интернационализация


Отзывы участников семинара «Интернационализация высшего образования в 21 веке: опыт университетов США» (6-17 июня 2016 года, г. Бостон)

04 октября 2016 года

НГУ, Елена Лиманова (зам. декана экономического факультета по магистратуре)

Первые две магистерские программы на английском языке открылись в НГУ в 2013 году. Сейчас их 10, и, хотя опыт первых программ активно осваивается, их реализация остается вызовом для университета на всех управленческих уровнях.

Мой проект нацелен на разработку таких подходов к интернационализации образовательных программ, которые могут быть одновременно и результатом, и инструментом стратегического управления. Идея состоит в том, чтобы проанализировать факторы внешней и внутренней среды университета и на основе полученных результатов подготовить предложения о новых англоязычных образовательных программах, сформировать политики содержания таких программ, их осознанной интернационализации и маркетинга. Семинар в Бостоне помог сформулировать порядок действий и приоритеты для реализации этой задумки.

Для реализации проекта мне необходимо получить более широкое представление о существующих подходах и практиках интернационализации, изучить европейский контекст маркетинга образовательных программ, подходы к оценке образовательных результатов, кросс-культурные компетенции сотрудников и студентов университета.

Хочется поблагодарить и Проектный офис 5-100, и Бостонский колледж за этот уникальный опыт: никто из нас не учился на лидеров высшего образования, но каждый вовлечен в деятельность по интернационализации наших университетов. Возможность выйти за пределы метода проб и ошибок, которым мы, как правило, решаем наши проблемы, подойти к ним системно, с ясным пониманием желаемого результата и необходимых действий – вот как можно было бы определить результаты семинара.


ТПУ, Валерий Рукавишников (доцент, руководитель международной магистерской программы двойного диплома Института природных ресурсов, ТПУ)

Мой проект посвящен созданию магистерских программ, ориентированных на международный рынок, а также развитию уже существующих в ТПУ программ «двойного диплома».

Благодаря семинару у меня появилось понимание стратегических подходов комплексной интернационализации университетов. В частности, стало понятно какая аналитическая работа должна быть проведена до принятия решения о создании международной магистерской программы и как оценивать ее перспективы, также стало очевидно какой комплекс вопросов нужно прорабатывать для полноценной интернационализации университета в целом.

В рамках европейского этапа я рассчитываю познакомиться с большим количеством примеров реализации различных стратегий - от идеи к воплощению. Меня интересуют маркетинговые стратегии европейских университетов, в частности, определение целевых зарубежных рынков и работа по их завоеванию.


ТПУ, Леонид Сухих (инженер-исследователь Физико-технического института, интернационализация магистерской программы «Ядерная медицина»)

Мой проект посвящен разработке международной магистерской программы «Ядерная медицина» на основе существующей совместной программы Томского политехнического университета и Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск). Целью проекта станет создание программы мирового уровня для подготовки специалистов в области ядерной медицины и лучевой терапии, т.е. тех областей, где необходимо глубокое понимание как медицинских, так и физических аспектов.

Участие в семинаре «Интернационализация высшего образования в 21 веке» в Бостоне помогло мне узнать о современных тенденциях развития международного высшего образования на примере вузов США и общих тенденций в странах Европейского Союза. Интересным аспектом обучения являлись самостоятельные работы в группах по решению различных проблем, связанных с интернационализацией. Отдельно хочется поблагодарить за организацию визитов в расположенные в Бостоне ведущие университеты мира, включая Массачусетский технологический институт (MIT).

От семинара в Европе я ожидаю информации о том, как университеты, работающие исходно не на английском языке, решают вопросы с развитием международного образования и привлечения студентов, говорящих на других языках.


СФУ, Вера Упирова (зам. проректора по науке и международному сотрудничеству)

В ходе семинара появилось понимание, что интернационализация – это не просто академическая мобильность или курсы на английском языке, а инструмент, направленный на повышение качества образования и науки. Стало очевидно, что необходимо уделять внимание не количественным, а качественным показателям интернационализации, таким как содержание программ, компетенции на выходе, качество обучения. Одним из значимых открытий стало понятие всеобъемлющей интернационализации (comprehensive internationalization), при которой в процессе системным образом участвуют и академические сотрудники, и администрация, и студенты. Это принципиально отличается от подхода по организации разрозненных международных мероприятий, которыми часто отчитываются, говоря об интернационализации. Мы впервые столкнулись с подходом, при котором самое важно не мобильность, а интернационализация университетской среды, учебных планов, методов обучения и формирования межкультурных компетенций.

Во время европейского семинара мы планируем уделить больше внимания вопросам маркетинга академических программ, рекрутинга студентов, сетевому взаимодействию.

По итогам программы мы представим руководству университета предложения по проведению самооценки и изменению системы управления в части интернационализации. У университета есть программа развития, включающая отдельные показатели такие, как количество иностранных студентов, совместные публикации, но стратегии интернационализации нет. Нужно ее разрабатывать и интегрировать в общую стратегию.


СПбПУ, Татьяна Коваленко (начальник отдела международного межвузовского сотрудничества)

Мой проект направлен на создание сбалансированной модели управления международными краткосрочными образовательными программами на этапах разработки, продвижения и реализации. Он нацелен на интернационализацию СПбПУ через диверсификацию состава студентов и преподавателей, пересмотр и оптимизацию подходов к работе партнерами, привлечение дополнительного финансирования, повышение гибкости образовательных программ, интернационализацию кампуса и развитие сервисов.

Семинар в Бостоне был очень полезен с точки зрения раскрытия системообразующих понятий, появилось глубокое понимание интернационализации вуза. Благодаря структурированной информации, посвященной трендам в области высшего образования в мире, студенческой мобильности, интернационализации внутри вуза, оценке и повышению качества обучения, общая логика процесса подготовки проекта стала прозрачнее. Визиты в университеты дали прекрасную возможность проанализировать различные подходы к организации обучения и сопоставить их с подходами, применяемыми в домашнем вузе.

В рамках предстоящего семинара в Европе я планирую уделить внимание темам маркетинга международных образовательных программ и привлечению дополнительного финансирования для их развития. Мне также интересно познакомиться со структурой и распределением функционала в международных офисах европейских вузов и сформулировать приоритетные области сотрудничества СПбПУ и вузов Европы.

На мой взгляд сама идея и выбранный формат программы очень удачные. Подобран отличный состав преподавателей, каждый из которых по-своему вдохновлял нас на профессиональное развитие. Особой изюминкой программы стали прекрасно организованные визиты в знаменитые университеты, во время которых перед нами выступали руководители самого высокого уровня, а также работа в малых группах, которая давала возможность обмениваться идеями и находить общие профессиональные интересы.


ЮУрГУ, Александр Деев (Директор проектного офиса)

Мой проект посвящен набору талантливых иностранных студентов (talented and gifted international students - T&GIS) как на основные, так и на дополнительные программы. ЮУрГУ необходимо научиться выявлять их потребности и приоритеты еще на этапе выбора университета, выстроить систему грамотной грантовой поддержки таких студентов, формировать у преподавателей понимание их роли для развития университета.

На семинаре были детально рассмотрены все составляющие интернационализации и стало очевидно, что возможность прямого общения с ведущими профессорами - один из ключевых факторов привлечения T&GIS. Это понимание найдет прямое отражение в моем проекте. В рамках европейского семинара я сконцентрируюсь на технологиях набора T&GIS в европейских университетах и преференциях, которыми их «заманивают».

Прошедший в Бостоне семинар – уникальный. Я впервые принимал участие в мероприятии такого высокого уровня. Уникальным его сделало сочетание собственно образовательной программы и преподавателей – признанных мировых лидеров в теме интернационализации с одной стороны, и профессиональной коммуникации внутри группы с другой. Куратор программы со стороны Проекта 5-100 действительно профессионально выстроила внутренние коммуникации в группе, за время программы мы смогли многому научиться друг у друга. Участники группы занимают позиции разного уровня и отвечают за совершенно разные аспекты интернационализации. Благодаря тому, что у нас появились неформальные контакты, мы можем из первых рук узнавать об используемых в университетах Проекта 5-100 стратегических подходах к интернационализации, об особенностях операционной деятельности, консультироваться друг у друга по текущим вопросам и значительно быстрее находить правильные ответы. Появление такого сообщества я считаю одним из основных результатов этой программы.


Самарский университет, Илья Кудрявцев (декан факультета электроники и приборостроения), Анна Степашкина (зам. декана)

В процессе изучения опыта интернационализации университетов США, а также обмена опытом с коллегами из других университетов Проекта 5-100, наш первоначальный проект претерпел существенные изменения. Теперь мы рассматриваем интернационализацию как многослойный и системный инструмент повышения качества образования, применение которого возможно в условиях единой согласованной стратегии.

Идея нашего проекта состоит в создании в университете консультативной группы, помогающей в разработке и реализации новых международных образовательных программ и обеспечивающей поддержку необходимой инфраструктуры. В частности, речь идет о сервисах, связанных с внедрением подходов дистанционного образования и маркетингового анализа контекста конкретной программы.

От европейского семинара мы ожидаем знакомства с примерами эффективной интернационализации университетов Западной Европы и стратегией выстраивания взаимодействия со структурами Евросоюза, правительственными и негосударственными структурами, работающими в сфере высшего образования.


Самарский университет, Виктория Левченко (зав. кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации)

Мой проект называется «Разработка институциональной языковой политики Самарского университета». Семинар дал новый импульс разработке институциональной языковой политики, основанной на детальном анализе тенденций интернационализации высшей школы в различных странах мира. По его итогам появилось как понимание сути интернационализации высшего образования, так и убеждение в правильности выбора направления по развитию конкурентоспособности Самарского университета через разработку и внедрение институциональной языковой политики.

Работа над проектом в Бостонском колледже помогла определить ключевые направления, детальная проработка которых поможет ответить на вызовы реализации программы конкурентоспособности и придать устойчивое развитие таким процессам как стратегическое планирование языкового образования в контексте международных стандартов; формирование академического коммуникативного мышления студентов и преподавателей; диверсификация языковых сервисов для международных проектов и устойчивого развития «университетского населения»; формирование дружественного для международных членов академического сообщества университетского кампуса.

Учитывая опыт европейских коллег в разработке и внедрении компонентов комплексной интернационализации вузов, я рассчитываю на пополнение знаний стратегиями, реализуемыми в университетах Европы. Объединение семинара, посвященного изучению интернационализации высшего образования в США, в единую серию с европейским семинаром, позволит получить сравнительные характеристики и комплексное видение разрабатываемых нами проблем.


Самарский университет, Ольга Есипова (начальник отдела по взаимодействию с работодателями)

Суть моего проекта - развитие международных летних школ, которые являются частью проекта интернационализации Самарского университета, и ориентированны на планомерное укрепление отношений с иностранными вузами и интернационализацию кампуса.

Знания, приобретённые в рамках программы интернационализация высшего образования, помогли сформировать полную картину востребованного современного образования в XXI веке. Стало очевидно, что одна из основ успешного привлечения иностранного студента – это выявление их критериев принятия решения о выборе университета и ориентация на удовлетворение спроса. Именно на это я и буду ориентироваться в реализации своего проекта.

В рамках второго европейского модуля программы я рассчитываю познакомиться с подходами высшего образования в Европе и уделить особое внимание вопросу академической мобильности студентов и преподавателей.


Самарский университет, Сергей Востокин (профессор кафедры информационных систем и технологий, руководитель магистерской программы для иностранных студентов)

Мой проект посвящен разработке и реализации магистерской программы по эффективному применению современных программных продуктов и аппаратных решений компании Intel.

Семинар в Бостонском колледже позволил получить понимание о стратегических подходах к разработке международной магистерской программы, а также о позиционировании программы, построении сотрудничества с работодателями, применении методики blended learning.

В целом у меня сложились очень позитивные впечатления о семинаре и значении интернационализации для развития высшего образования. Хочется отметить насыщенность учебной программы, широкий круг задействованных в ней специалистов из разных стран, визиты в ведущие университеты США, дающие понимание о мировых тенденцях.


КФУ, Виктория Власичева (начальник отдела организации международной деятельности департамента внешних связей), Инна Щетникова (начальник аналитического отдела Центра перспективного развития)

Наш проект называется «Стратегия интернационализации КФУ на 2016-2020 гг», и он задуман для того, чтобы очень хороший вуз сделать еще лучше. Мы хотим применить полученные на первом семинаре из цикла «Интернационализация высшего образования в 21 веке» знания для того чтобы сделать деятельность КФУ в области интернационализации более комплексной и таргетированной, внедрить в нее практики «Домашней интернационализации» и «Интернационализации учебных планов». В проекте мы делаем акцент на привлечении более качественного контингента иностранных студентов и преподавателей, а также на повышении числа совместных исследовательских и образовательных проектов, для того чтобы сделать университет более привлекательным и конкурентоспособным как на национальном, так и на международном уровне.

Бостонский семинар вдохновил на ­­­новые идеи и помог нам осознать, какие задачи в сфере интернационализации являются наиболее актуальными для КФУ. Во время европейского семинара мы рассчитываем получить представление о совсем другой системе высшего образования, которая значимо отличается от американской и российской. Опыт интернационализации европейских университетов, вполне возможно, близких нам по менталитету, будет учтен при доработке Стратегии и усиления ее прикладных аспектов.


ТГУ, Ольга Масленникова (директор Центра совместных международных образовательных программ),  Жанна Лагунова (заместитель начальника управления международных связей), Наталья Жадовец (директор Центра языковых компетенций)

Цель нашего проекта – анализ и систематизация интернационализации ТГУ по таким направлениям, как студенческая и преподавательская мобильность, научные исследования, повышение качества международных образовательных программ, развитие международного сотрудничества. Результатом проекта должен стать документ, описывающий такую модель интернационализации, которая будет гармонично вписываться в Программу повышения международной конкурентоспособности ТГУ.

Семинар в Бостоне был очень насыщенным и плодотворным, по его результатам мы сформулировали приоритеты интернационализации ТГУ на ближайшее время. Мы увидели практики внедрения интернационализации в ведущих американских вузах и поняли как происходящие сегодня в ТГУ трансформации способствуют развитию различных аспектов интернационализации. Мы рассчитываем, что полученные по итогам этого и предстоящего европейского семинаров материалы и опыт, позволят нам выделить перспективные для ТГУ направления интернационализации в области науки и образования, систематизировать и настроить связанные с интернационализацией общеуниверситетские сервисы.

Хочется отметить то, что особая ценность семинара состоит в четкой ориентации на потребности университетов-участников Проекта 5-100, а также то, что формат предполагал не только лекции, но и много интерактивных форм взаимодействия с преподавателями и между участниками, что значительно повысило результативность обучения.


МИСиС, Васиф Фараджов (переводчик)

Мой проект, представляет собой систему мер «от общего к частному» по повышению уровня интернационализации МИСиС: предложения по созданию последовательной и диверсифицированной стратегии интернационализации университета, укрепление дружелюбной англоязычной среды в кампусе, модернизация имеющихся и ввод новых сервисов для англоязычных иностранных учащихся. Он также включает программу интернационализации русскоязычных бакалаврских программ. Идея состоит в том, чтобы дать возможность студентам 3-го курса в качестве практики английского языка выбирать «кураторство» англоязычных магистров, количество которых каждый год увеличивается. Еще один аспект моего проекта – рекомендации по повышению квалификации сотрудников Управления международной академической мобильности (УМАМ/International Office) в области принципов и инструментов интернационализации.


СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Ренат Ялышев (начальник подготовительного отделения для иностранных учащихся)

Мой проект называется «Интернационализация СПбГЭТУ «ЛЭТИ» как способ усовершенствования образовательной и научной деятельности вуза». Семинар дал возможность комплексно подойти к разработке этой идеи. Что может быть лучше, чем прослушать теорию от ведущих специалистов и тут же собственными глазами посмотреть на то как это разными путями реализуется в ведущих вузах США.

Для меня наиболее интересными были темы, связанные с особенностями коммерческой деятельности американских университетов, которые отлично умеют сочетать обучение и зарабатывание денег. Также было очень интересно познакомиться с опытом MIT, основные деятельность которого ориентирована на потребности магистров и аспирантов, которые затем продвигают ценности и интересы MIT в разных университетах мира и прямо или косвенно приносят вузу деньги и репутационные бонусы.

Выбранный формат программы позволяет не только изучить предмет «вживую», но, что значительно более важно, позволяет уйти от простого копирования чужих практик и перейти в выработке собственных решений. Это принципиально потому, что только собственные решения, в сочетании с традицией советского и российского образования, позволят нашим университетам стать лидерами, интересными для других лидирующих университетов, талантливых студентов и исследователей. Еще одна отличительная особенность программы - возможность продолжительного общения с коллегами из ведущих российских университетов, которая влияет на профессиональное развитие значительно сильнее многих совместных программ и сетевых проектов.


СФУ, Ирина Суковатая (начальник отдела международных образовательных программ, заместитель директора Института фундаментальной биологии и биотехнологии, доцент)

Цель моего проекта – найти современные и инновационные подходы для трансформации архитектуры образовательной среды СФУ на основе сравнительного анализа концепций и опыта ведущих университетов США и Европы. Задачами проекта являются создание новой модели департамента международных образовательных программ и разработка пула новых международных образовательных программ.

Семинар в США позволил получить как системное понимание глобальных трендов развития интернационализации высшего образования в условиях постоянно меняющейся среды, так и понимание особенностей высшего образования в США и лучших практик развития и управления международными образовательными программами. Существенная часть программы была посвящена управлению и оценке качества и результатов обучения по международным программам и тенденциям международной студенческой мобильности. Практическая направленность большинства занятий, работа над индивидуальными проектами и над решением кейсов, возможность получения экспертной оценки как прямо во время занятий, так и в интерактивном режиме, позволили экстраполировать теоретические знания на контекст собственного университета. Еще одна важная возможность для выполнения проекта – индивидуальное общение с менторами, являющимися профессионалами в профильных направлениях работы, которое продолжается и после окончания семинара. Несмотря на академичность обстановки и глобальность обсуждаемых проблем и вопросов меня впечатлил неподдельный интерес экспертов и менторов к моему проекту и их готовность помогать мне.


РУДН, Ольга Андреева (директор департамента международного научного и образовательного сотрудничества)

Две недели обучения в Бостонском колледже позволили получить и новые знания, и новый опыт: лекции основателя Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филиппа Альтбаха и директора Центра Ханса де Вита, новое видение современного инженерного образования президента Олинского колледжа Ричарда Миллера и студентоориентированное обучение в Северо-Восточном университете. Несколько незапланированным результатом явилась консолидация группы российских участников в творческую лабораторию по интернационализации высшего образования в университетах России (участники программы представляют 12 университетов-участников Проекта 5-100). Новые контакты и полученный опыт расширяют наши возможности и позволяют рассчитывать на наилучший результат в деле продвижения российского высшего образования по пути интернационализации.


РУДН, Елена Горожанкина (помощник проректора по международной академической мобильности)

Семинар помог участникам понять весь процесс интернационализации, проходящий в образовании как в глобальном контексте, так на институциональном уровне. Особенно ценным было то, что все участники непосредственно на занятиях могли отработать и обсудить модели и формы интернационализации применительно к своим университетам.

Опыт американских коллег позволил в деталях увидеть, как процесс интернационализации способен поменять в целом парадигму высшего образования, что вполне соответствует тенденциям и российских университетов.

Одна из основных задач, стоящая в настоящее время перед Российским университетом дружбы народов, заключается в создании системы, обеспечивающей устойчивость системы блоков – взаимосвязанных направлений деятельности структурных подразделений РУДН, заинтересованных в формировании контингента иностранных обучающихся. Как нам показал бостонский семинар, планирование не от отдельных элементов, а от целевой аудитории позволяет более адресно выстраивать всю проектную деятельность. Система окончательно создается в 2016 году во время второго (европейского) семинара и апробируется в 2017 году.