Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Интернационализация


Первые впечатления участников программы: необходимость системного подхода к стратегии интернационализации

21 июня 2016 года

Закончилась первая неделя семинара «Интернационализация высшего образования в 21 веке: опыт университетов США», который проходит в Бостонском колледже (штат Массачусетс, США). Участникам была представлена подробна картина того, какие особенности высшего образования США позволили образовательным учреждениям достичь и удержать их высокий уровень востребованности на международном образовательном рынке, выстроить стратегию и двигаться по пути интернационализации с учетом общемировых образовательных и экономических проблем и тенденций. Участники программы получили представление о различиях нормативной базы США и РФ, узнали о некоторых политических и исторических аспектах развития высшего образования в США, о современных условиях и ресурсах интернационализации. 

В течение первой недели состоялись визиты в два знаковых университета. Первый – в Northeastern University, известныйобразовательной моделью experienced learning, которая предусматривает очень тесное сотрудничество университета с компаниями и обязательные полугодовые периоды работы по специальности во время обучения в бакалавриате, в том числе около 50% студентов получают возможность поработать в компаниях за рубежом. Второй – в знаменитый новыми подходами к инженерному образованию Колледж им. Франклина Олина, студенты которого реализуют свои научные проекты во многих странах уже во время обучения.

Все участники согласились с тем, что чёткое понимание целей интернационализации менеджментом всех уровней и академическими сотрудниками – принципиально для успеха и даже просто самой возможности интернационализации.Представители российских вузов также особо отметили преданность и увлеченность делом сотрудников, вовлеченных в процессы интернационализации. Лекции, совместная работа над проектами и групповые практические задания были восприняты участниками с большим интересом и энтузиазмом и сопровождались живыми дискуссиями, затрагивающими общие для всех задачи и возможности их решения.

Участники поделились откликами по итогам первой недели программы, ниже приведены наиболее яркие высказывания.


«Думаю, как администраторы, мы так стремительно ворвались в интернационализацию, что просто не успеваем сложить в единую картину ее мелькающие за окном локомотива пейзажи. Вместе с тем, как хорошие администраторы, да еще и члены академического сообщества, мы испытываем огромную потребность в этом. Чтобы сформулировать адекватные ответы на вызовы интернационализации, нужно сформировать системное представление о ней. Вот мое главное ожидание и основной запрос к программе».

Лиманова Е.Г.

Новосибирский государственный университет


«Наши ожидания от программы "Интернационализация высшего образования в 21 веке" были изначально очень высоки, и они оправдались. Мы надеялись получить "из первых рук" информацию об успешном опыте интернационализации американских вузов, понять принципы построения их стратегий в данной области. Пожалуй, наибольшее удивление и восхищение вызвал рассказ об эндаумент-фонде Бостонского колледжа, о том, каким мощным драйвером развития колледжа он является, сколько сил вкладывается в его поддержание в столь впечатляющем размере».

Щетникова И.Л.

Казанский (Приволжский) федеральный университет


«Семинары и лекции хорошо структурированы и дают возможность взглянуть на интернационализацию порой с совершенно неожиданной стороны. Вдохновила идея о том, что интернационализация должна затрагивать и всех российских преподавателей, студентов и сотрудников университета».

Власичева Виктория Валерьевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет


«Суть моего проекта заключается в поиске ответа на вопрос - каким образом можно привлечь больше талантливых иностранных студентов в Южно-Уральский государственный университет. В настоящий момент многие университеты мира вступают в борьбу за них, используя различные портфели преференций. Уже появляются идеи, по выявлению конкурентных преимуществ Южно-Уральского государственного университета, по персонализации пакета предложений для талантливых студентов, желающих обучаться в ЮУрГУ, добавлению специальных предложений по грантовой поддержке, проживанию, возможностям выстраивания персональной траектории обучения и т.д.».

Деев А. В.

Южно-Уральский государственный университет


«Особого внимания заслуживает тезис о том, что интернационализация не самоцель, а средство повышения качества образования. Система высшего образования в США не торопится стопроцентно внедрять болонскую концепцию, кроме того, значительная децентрализация в высшем образовании не позволяет сформулировать внятно стратегию действий университетов по увеличению степени интернационализации в меняющемся мире, а также определить универсальные индикаторы, оценивающие эффективность ее реализации».

Кудрявцев И. А.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва


«Материал, рассмотренный на семинарах, безусловно, актуален, интересен и полезен. Кроме того, стоит отметить, что теоретические знания очень успешно пересекались с практическим применением. Вся программа очень вдохновляет, настраивает на интересную и плодотворную работу. Замечательно оказаться в кругу единомышленников и почувствовать важность того, что необходимо воплотить в жизнь».

Масленникова О.Г.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет


«Интернационализация - ключевой элемент в развитии глобального университета. Это явно видно на примере американских вузов: для повышения конкурентоспособности наших университетов необходимо формировать подходящую среду (инфраструктура, система обратной связи, сервисы для иностранных студентов и сотрудников и т.д.) и использовать всесторонний подход в развитии как студента, так и ППС/НПР. Программа даёт как теоретическую базу по опыту западной системы высшего образования, так и практические советы по разрешению кейсов и ответы на интересующие насущные вопросы. Уверен, что дальше будет только интереснее».

Фараджов В.В.

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»


«Для решения задач интернационализации необходимо овладеть особенностями стратегического планирования, что поможет созданию более успешных и эффективных проектов.
Языковая политика вузов должна отвечать вызовам качественного построения всех процессов интернационализации, что требует новых подходов ее проработки и организации».

Левченко В.В.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва


«Отрадно узнать, что наши заокеанские коллеги живут схожими с нами проблемами! Уже "подсмотрела" пару хороших идей, которые можно будет воплотить. Полученный от этой программы опыт поможет более четко структурировать процесс интернационализации в нашем вузе».

Горожанкина Е.М.

Российский университет дружбы народов 

«Несмотря на большой опыт привлечения студентов и преподавателей из разных стран, университеты США совсем недавно всерьез задумались о стратегии интернационализации. Однако не интернационализации, основанной на количественном подходе, а на процессе так называемой comprehensive intrenationalization, направленной на повышение качества образования, исследований и услуг, в который вовлечен весь университет, а не отдельные его структуры. Вот к чему нам нужно стремиться».

Упирова В. Г.

Сибирский федеральный университет


Автор: Жанна Лагунова (ТГУ)