Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Интернационализация


Описание Программы-2016 «Интернационализация высшего образования в 21 веке»

21 июня 2016 года

Стратегическая цель, на достижение которой ориентирована Программа

Появление в вузах - участниках Проекта 5-100 критической массы профессиональных администраторов с общими ценностями, мотивированных на карьерное развитие и нацеленных на поиск проактивных решений в области интернационализации, способных разработать и осуществить управленческие трансформации, необходимые для достижения целей Проекта.


Цель

Разработка и проведение программы повышения квалификации (ППК) для административно-управленческого персонала (АУП) вузов - участников Проекта 5-100, основной функционал которых связан с различными аспектами интернационализации университета в целом или его отдельных подразделений и предоставление им возможности пройти максимально персонализированную программу повышения квалификации у лидирующих в их профессиональной области международных специалистов.


Задачи Программы

●   системное обучение и профессиональное развитие участников;
●   формирование площадки для обмена опытом и сопоставления стратегий и практик интернационализации вузов - участников Проекта 5-100 и создание российского межуниверситетского сообщества профессионалов в области интернационализации;
●   развитие взаимодействия между российским профессиональным сообществом в области интернационализации и аналогичными зарубежными и международными сообществами.


На кого ориентирована Программа

Программа ориентирована на сотрудников университетов,
●   имеющих опыт административно-управленческой работы в высшем образовании не менее двух лет и ориентированных на получение более высокой управленческой позиции, задачи которой будут соответствовать содержанию образовательной программы или занявших такую управленческую позицию не более двух лет назад;
●   работающих в подразделениях, основные задачи которых связаны с темой интернационализации;
●   выполняющих задачи, связанные с интернационализацией отдельных факультетов, институтов, центров и других подразделений.

Авторы и преподаватели Программы

○  Центр международного высшего образования Бостонского колледжа, США (CIHE) www.bc.edu/research/cihe/

○   Ханс де Вит (Hans de Wit) – директор центра
○   Лора Рамбли (Laura Rumbley) – зам. директора центра
○   Лиз Райзберг (Liz Reisberg) – приглашенный эксперт, директор и основатель компании Reisberg & Associates, США
○   Институт глобального лидерства Бостонского колледжа, США (GLI) www.bc.edu/centers/irish/gli/
○   Роберт М. Мауро (Robert M. Mauro) – директор
○   Центр интернационализации высшего образования Католического университета Святого Сердца, Милан, Италия (CHEI) http://centridiricerca.unicatt.it/chei/
○   Фиона Хантер (Fiona Hunter) – зам. директора

Гостевой спикер - Филип Альтбах (Philip Altbach) – основатель центра


Администраторы Программы

Программу администрирует отдел международных программ университетского лидерства Проекта 5-100 ФГАНУ «Социоцентр», в лице руководителя отдела Ларисы Дмитриевны Тарадиной (e-mail: taradina@5top100.ru, тел +7-916-187-17-87).


Принципы организации образовательного процесса

●   сочетание в одной программе методологических рекомендаций по выработке управленческих компетенций в области образования, разработанных Центром международного высшего образования и Центром интернационализации высшего образования по теории и практике интернационализации, с подходами к подготовке лидеров, применяемыми Институтом глобального лидерства;
●   выполнение участниками Программы индивидуального проекта, нацеленного на развитие аспектов интернационализации, входящих в зону ответственности участника программы (на протяжении всей программы);
●   работа под руководством наставников, являющихся профессионалами в профильных для участников направлениях работы;
●   экспертные визиты в ведущие университеты, расположенные на территории «Большого Бостона» и посещение профильных подразделений этих университетов;
●   решение участниками управленческих задач («кейсов»), подготовленных европейскими университетами, расположенными в Италии, Германии и Нидерландах;
●   персонализация Программы, т.е. ориентация всех ее содержательных составляющих (визиты в университеты, подбор наставников и пр.) под профессиональные задачи участников;
●   развитие взаимодействия внутри группы и обмен опытом;
●   оценка результатов программы и достижений участников руководителями вузов - участников Проекта 5-100, представителями Минобрнауки России, экспертами Центра образовательных разработок Московской Школы Управления Сколково, руководством Проекта 5-100.


Структура и содержание Программы

Модуль 1: две недели стажировки в США (Институт глобального лидерства и Центр международного высшего образования Бостонского колледжа)


Формирование компетенций:

●   реализации инноваций и решения стратегических задач;
●   осознанного и эффективного лидерства;
●   разработки и реализации различных стратегий университета;
●   анализа эффективности подходов к международному студенческому рекрутингу, развития университетских сервисов для иностранных студентов и связанных управленческих задач;
●   понимания особенностей учебных программ, отвечающих задачам интернационализации;
●   взаимодействия с преподавателями и профессиональным сообществом университетов Большого Бостона, которое будет продолжаться и после завершения программы.


В ходе модуля будут рассмотрены следующие темы и вопросы:

○   будущее современных трендов высшего образования и их исторические предпосылки;
○   понимание особенностей высшего образования в США;
○   эволюция интернационализации высшего образования;
○   тенденции мировой студенческой мобильности;
○   стратегии университетов и их связь с «миссией»;
○   международные программы: планирование, управление, оценка результатов;
○   интернационализация учебных программ;
○   стратегии рекрутинга иностранных студентов;
○   работа с иностранными студентами;
○   развитие взаимодействия университета с гражданским сообществом;
○   бюджетирование и управление персоналом.


В ходе модуля запланировано посещение четырех из следующих университетов:

 - Бостонский университет;
 - Массачусетский технологический институт;
 - Северо-Восточный университет;
 - Университет Тафтса;
 - Колледж Бабсон;
 - Университет Массачусетса.

Модуль 2: две недели стажировки в Европе («Центр интернационализации высшего образования» при Католическом университете Святого Сердца, г. Милан)

Модуль предусматривает посещение следующих университетов:

- Миланский политехнический университет, Италия
- Католический университет Святого Сердца, г. Милан, Италия
- Гёттингенский Университет, Германия
- Университет Гронинген, Нидерланды

Задачи модуля:

●   Углубление понимания подходов к интернационализации высшего образования;
●   Получение опыта планирования и оценки стратегий интернационализации;
●   Разработка стратегического плана интернационализации в своем университете;
●   Получение навыков контроля качества реализации стратегического плана интернационализации.

Самостоятельная работа: в период между модулями и на протяжении всей Программы – работа над индивидуальным проектом, чтение рекомендованной литературы, взаимодействие с наставниками и преподавателями программы.

Условия участия

Поддержка со стороны руководства университета и соответствие участников указанным выше требованиям.
Свободное владение письменным и устным английским языком является обязательным требованием для всех участников конкурса.

График реализации программы:

  февраль – сбор заявок на участие в программе;
  март – проведение Skype-интервью с преподавателями Программы;
  апрель – начало работы над индивидуальными проектами;
  апрель–май – подготовительный этап к реализации первого очного модуля (заключение договоров между университетами и Бостонским колледжем, оформление виз, логистика);
  5–18 июня 2016 г. – первый очный модуль (г. Бостон, США);
  20 июня 2016 – 8 октября 2016 – продолжение работы над индивидуальными проектами;
  20 июня 2016 – 8 октября 2016 – подготовительный этап к реализации второго очного модуля (подготовка виз, логистика);
  3–14 октября 2016 – второй очный модуль (Италия, Германия, Нидерланды);
  1 ноября – окончание работы над индивидуальными проектами, представление итоговых презентаций и описаний проектов.