Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В Томске состоялся семинар-конференция Проекта 5-100

13 февраля 2015 года

География проведения семинара-конференции по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») расширяется: 12-13 февраля встреча участников Проекта 5-100 впервые состоялась в Сибири, а площадки для проведения предоставили Томский государственный и Томский политехнический университеты.

Первый день семинара прошел на базе Томского государственного университета. Участниками пленарной сессии стали около 250 человек. В качестве спикеров выступили заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрей Волков, директор Проектного офиса 5-100 Михаил Антонов, исполнительный директор Ассоциации образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

В своем выступлении Александр Повалко отметил ряд позитивных результатов, достигнутых вузами – участниками Проекта 5-100 и подчеркнул важность сохранения и развития зарубежных контактов, в том числе установленных по итогам декабрьского визита в Россию представителей ведущих университетов Бразилии.

Большое внимание Александр Повалко уделил предстоящему в марте заседанию Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Теперь оценка по «дорожным картам» вузов будет осуществляться с привлечением внешних экспертов, а презентацию проведут не первые лица университетов, а проректоры и руководители проектных офисов.

Выступавший следом Андрей Волков заметил, что другие сильные отечественные вузы потенциально рассматривают участников Проекта 5-100 как «тех, с кого можно брать аналитический пример». «Мы считаем, что вы будете задавать тон тем изменениям, которые неизбежно будут происходить во всем высшем образовании Российской Федерации», – напомнил собравшимся эксперт.

Михаил Антонов привел ряд методических рекомендаций для руководителей университетов и проектных офисов по подготовке к встрече с членами Совета в марте. Затем спикер сделал презентацию промежуточных итогов Проекта и подробно остановился на достижении ключевых показателей, определяющих темпы развития участников Проекта 5-100. Михаил Антонов выделил ряд позиций, по которым все пятнадцать университетов сумели достичь прогресса, среди которых были упомянуты средний балл ЕГЭ и количество иностранных студентов.

Далее слово взяла Ирина Карелина. Она поделилась планами работы Ассоциации «Глобальные университеты» на 2015 год, осветила ряд новых инициатив в формате Ассоциации и коснулась будущего функционирования недавно созданного Единого центра рекрутинга иностранных абитуриентов.

Тему развила руководитель направления продвижения, маркетинга и международного рекрутинга Проектного офиса 5-100 Елена Чернышкова. Она перечислила ряд мер, необходимых для продвижения ведущих отечественных вузов: участие в важнейших международных событиях, развитие контактов с зарубежными университетами, в том числе из стран БРИКС, создание системы отбора, подготовки и публикации значимых новостей от участников Проекта.

Обсуждение темы продолжилось выступлением группы экспертов, которые сформулировали свои рекомендации по позиционированию лидеров российского высшего образования. Прозвучали доклады директора консалтингового агентства Brenn-White Group Меган Бренн-Уайт, профессора Московской школы управления СКОЛКОВО Андрея Щербенка, управляющего директора ведущего журнала в области международного образования The Chronicle of Higher Education Джозефа Ависона, директора Центра образовательных разработок Бизнес-школы СКОЛКОВО Дениса Конанчука, руководителя Отдела университетского продвижения и академического рекрутинга Проектного офиса 5-100 Юлии Селюковой.

Завершающим пунктом пленарной сессии первого дня заседания стал круглый стол, на котором ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский и руководители некоторых подразделений вуза представили лучшие практики Томского государственного университета. «Умер ли классический университет как совокупность принципов?» – задался вопросом глава ТГУ. По мнению Эдуарда Галажинского, «классический университет в неклассическое время» способен отвечать на вызовы современности, трансформируясь, но оставаясь верным себе. Ректор ТГУ рассказал об основных векторах развития возглавляемого им вуза, среди которых включение сотрудников в управление университетом, формирование системы проектного лидерства, усиление коммуникационной составляющей как внутри, так и вовне учебного заведения. В кадровой политике руководство ТГУ делает ставку на выведение «чистой линии» университетских сотрудников на основе их служения и преданности вузу. «Задача на следующие два года – формирование системы самоподдерживающих изменений, укоренение культуры непрерывных улучшений жизни университета, – отметил Эдуард Галажинский. – Для нас главное – организовать систему управления саморазвитием».

На сессии также выступила директор НОЦ «Институт инноваций в образовании» Елена Суханова, которая рассказала о создании в вузе инновационно-активной среды, директор Института дистанционного образования Галина Можаева сделала доклад о развитии в ТГУ электронного обучения, а менеджер Фонда управления целевым капиталом ТГУ Мария Булыгина раскрыла механизмы публичного сбора средств в эндаумент-фонд университета.

13 февраля участники семинара переместились в Томский политехнический университет. Как и днем ранее, университет, принимающий гостей мероприятия, организовал экскурсии по исследовательским лабораториям и научным центрам, музеям, студенческому кампусу.

Ректор ТПУ Петр Чубик познакомил собравшихся с лучшими практиками Томского политехнического университета. Сделав небольшой исторический экскурс, глава ТПУ перешел к текущему положению дел в университете. Он рассказал о сотрудничестве вуза с промышленным сектором и многочисленными зарубежными университетами-партнерами. Петр Чубик подробно остановился на уникальной программе Элитного технического образования, функционирующей в вузе более десяти лет и направленной на подготовку «несерийных» инженеров, лидеров профессии. Ректор упомянул о специальных стипендиях для студентов и аспирантов в рамках программы академической мобильности, а также перечислил меры по популяризации среди школьников технического образования и трудоустройству выпускников. «На каждого нашего выпускника мы имеем 1,6 - 1,7 заявки от промышленного предприятия», – подчеркнул Петр Чубик, отмечая очень высокий процент трудоустройства томских политехников. Что касается деятельности, не связанной непосредственно с обучением, то оригинальной практикой ТПУ вляется институт тьюторов, цель которого – укрепление студенческого самоуправления, формирование атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в университетской среде, создание условий для развития студентов, проживающих в общежитиях вуза.

В рамках семинара также состоялись встречи членов рабочих групп сетевого взаимодействия: «Кадровые резервы вузов», «Электронное образование», «Исследования внутриуниверситетской среды», «Англоязычная среда вузов», «Взаимодействие с зарубежными партнерами», «Единый контракт, эффективный контракт, поддержка иностранных специалистов».

Помимо ставших традиционными заседаний рабочих групп, повестка дня включала в себя несколько специальных мероприятий: круглый стол по реализации программы повышения квалификации за рубежом для административно-управленческого персонала вузов – участников Проекта 5-100, практический семинар для PR-служб и отделов маркетинга университетов, круглые столы «Разработка модели обучения английскому языку в программах бакалавриата, ориентированных на внешнюю оценку» и «Соперничество и сотрудничество участников Проекта 5-100 в публикационной деятельности».

Остается добавить, что следующий семинар-конференция по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») состоится в июне 2015 года на территории Казанского федерального университета.