Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Участники Проекта 5-100 встретились на семинаре, посвященном реализации «дорожных карт» вузами

19 июня 2014 года

19-20 июня 2014 года в Москве состоялся двухдневный семинар-конференция по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») Проекта 5-100.

Первый день семинара открылся пленарной сессией, модератор которой, директор Проектного офиса Московской школы управления СКОЛКОВО Михаил Антонов, рассказал присутствующим о ходе реализации Проекта 5-100 и дальнейших перспективах его развития.

Далее член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Проекта 5-100, советник председателя правления группы компаний «Ренова» Олег Алексеев предложил рассмотреть способы разрешения задачи первой фазы Проекта: повышение вовлеченности администраторов, преподавательского состава и студентов в процессы трансформации университета. 



Заместитель генерального директора – директор проектного офиса РВК Евгений Кузнецов анонсировал круглые столы на тему «Классические модели технологического трансфера» и «Управление интеллектуальной собственностью в вузе: возможна ли коммерциализация в России?» и совещание рабочей группы «Развитие инновационных экосистем и прорывных технологических направлений».

Проблемы реализации механизмов сетевого взаимодействия университетов – участников Проекта были рассмотрены в докладе директора программы развития НИУ ВШЭ, координатора сетевого взаимодействия вузов – участников Проекта Ирины Карелиной. В своем выступлении Ирина Карелина представила Ассоциацию «Глобальные университеты» и отметила увеличение взаимодействия между вузами – участниками Проекта.

Заместитель директора центра ситуационного анализа ФГБНУ «НИИ-РИНКЦЭ» Елена Глухова рассказала об организационно-технических вопросах реализации Проекта в 2014 году и предложила участникам ряд решений, с помощью которых могут быть преодолены проблемы, выявленные при реализации Проекта.



Пленарное заседание продолжила директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева, отметившая особенности профессионального образования «интернет-поколения» и новые требования, которые предъявляются к современному университету.

Далее семинар продолжился сессией с участием иностранных спикеров. В частности, ведущий менеджер по работе издания Times Higher Education Эмма Хэйр в ходе skype-cессии рассказала об интернационализации высшего образования, повышении репутации вузов и рекрутинге зарубежных преподавателей с мировым именем.

Параллельно было проведено Совещание рабочей группы «Развитие инновационных экосистем и прорывных технологических направлений».

Руководитель информационно-исследовательской системы Converis Мартин Ягерхорн представил присутствующим на семинаре тренинг-сессию по разработке системы управления учебным процессом и научными исследованиями в едином комплексе на примере системы Converis.

В очередном skype-включении профессор Мичиганского университета и университета Абу-Даби Рик Ван Сент представил презентацию программы семинаров по новым технологиям обучения, а директор WadeMatheson Inc.Тим Мартин – доклад «О круглом столе «Переход вуза на мобильные технологии».

В ходе первого дня семинара одновременно проходил ряд параллельных сессий.

В рабочей сессии "Обсуждение проекта методики расчета показателей результативности", модератором которой выступил директор Проектного офиса Московской школы управления СКОЛКОВО Михаил Антонов, приняли участие ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, специалисты ФГАНУ «Социоцентр», представители вузов. В ходе дискуссии были обсуждены конкретные предложения по расчету показателей результативности планов мероприятий вузов – участников Проекта.

Сессию «Классические модели технологического трансфера» модерировал заместитель генерального директора – директор Проектного офиса РВК Евгений Кузнецов, а в качестве спикера выступала адъюнкт-консультант ISIS Enterprise (Оксфорд) Ольга Шварова с докладом «Трансфер технологий и менеджмент инноваций Университета Оксфорда».

В дискуссии по итогам сессии приняли участие приглашенные эксперты: исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) Владимир Костеев, руководитель Дирекции инновационного развития компании РусГидро Олег Калинко, директор Центра предпринимательства и инноваций Skoltech Илья Дубинский, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ТУСУР Александр Уваров, ведущий специалист по связям с общественностью ОАО «РВК» Екатерина Суходолец и другие участники сессии.

В рамках сессии РВК «Управление интеллектуальной собственностью в вузе, возможна ли коммерциализация в России?» особое внимание было уделено формату распределения авторских прав на научные исследования и работы, проводимые в вузах – участниках Проекта преподавателями и студентами, и рассматривались возможные формы применения в России зарубежного опыта по вопросам интеллектуальной собственности.

Также в сессии принимали участие приглашенные эксперты: руководитель отдела развития профессионализма РВК Георгий Гоголев, директор правового департамента РВК Наталия Полякова, начальник Отдела по вопросам интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ Алия Ермакова и советник по интеллектуальной собственности Михаил Силин. После этого состоялся ожидаемый участниками тренинг по разработке системы управления учебным процессом и научными исследованиями в едином комплексе на примере системы Converis. Его провел руководитель компании Converis Мартин Ягерхорн. К участию в дискуссии, возникшей после тренинга, были приглашены эксперты компании Thomson Reuters.

Одним из ключевых моментов семинара стала сессия «Сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100: заседание рабочей группы „Единый контракт как система взаимоотношений между работником и работодателем“», проведенная директором по персоналу Высшей школы экономики Алиной Волковой. В ходе дискуссии, в которой принимали участие представители Министерства труда и Федеральной миграционной службы Российской Федерации, обсуждались вопросы из области обмена опытом университетов в области заключения договоров с зарубежными специалистами и предложения университетов по разработке шаблона трудового договора с иностранным персоналом.

Главный специалист Департамента развития профессионального образования и науки Национального фонда подготовки кадров Павел Арефьев в ходе сессии «Стратегии развития публикационной активности в ведущих университетах – от количества к качеству публикаций. Совместные научные коллективы и соавторство на российском и международном уровне» предложил свое видение стратегий публикационной активности в университете как инструмента для управления публикационным процессом.

В частности, он указал на взаимосвязь между количественными и качественными показателями публикационной активности в тех или иных изданиях и привел примеры, как публикации в ряде изданий могут оказать негативное влияние на репутацию автора.

В рамках этой же сессии заместитель директора по управлению электронными ресурсами Научной библиотеки НИУ «Высшая школа экономики» Павел Писляков выступил с докладом на тему соавторства российских ученых с зарубежными коллегами, сделав акцент на совместных публикациях и их цитируемости.

Генеральный директор ООО «Научная Электронная Библиотека», главный разработчик национальной системы по научному цитированию «Российский индекс научного цитирования» Геннадий Еременко предложил собравшимся обсудить задачи и перспективы Индекса на платформе Web of Science.

Второй день семинара начался с представления основных положений порядка проведения мониторинга реализации программ повышения конкурентоспособности университетов –участников Проекта. Модератором сессии выступил руководитель проектов Национального фонда подготовки кадров Дмитрий Дерман. В ходе сессии было выработано предложение провести обсуждение порядка проведения мониторинга, форм и методических рекомендаций в рамках сетевого взаимодействия университетов – участников Проекта.

Необходимость более активного перехода вузов – участников Проекта на мобильные технологии была отмечена на следующей сессии, которую провел директор Trading Physics E-learning Solutions Георгий Гриб.

Директор Wade Matheson Inc. Тим Мартин, директор по продажам в странах Восточной Европы McGraw-Hill Higher Education Афиф Растом и директор по продажам в странах СНГ компании Blackboard Денис Курамшин выступили с презентациями платформ, которые могут быть использованы вузами, и продемонстрировали успешные примеры их применения в российских условиях. Участниками были отмечены сложности при адаптации представленных платформ для ряда вузов и предложены рекомендации по устранению этих проблем.

В ходе сессии «Развитие бизнес-акселераторов как драйверов инновационной деятельности в университетах Проекта 5-100» основным вопросом к рассмотрению была предложена тема влияния развития инфраструктуры инноваций на продвижение университетов в рейтингах. Кроме того, участники обсудили особенности маркетинга акселерированных университетских проектов как способа формирования репутации.

С презентациями и докладами выступили декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель Центра «Маркетинг инноваций» Татьяна Комиссарова, директор Центра исследований сферы инноваций Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Станислав Розмирович и директор по инвестициям AVG Capital Partners, руководитель проекта «Бизнес-акселератор МФТИ» Сергей Суров.

Как было отмечено на организованной Проектным офисом СКОЛКОВО сессии «Новые технологии и сервисы для высшего образования. Обсуждение возможности создания и планов работы постоянных экспертных и рабочих групп по внедрению современных IT-решений в управление образовательной и научной деятельностью», внедрение современных технологий в деятельность вузов предполагает более интенсивное общение между членами наблюдательных советов.

Это, по мнению модератора дискуссии директора Trading Physics E-learning Solutions Георгия Гриба, должно привести к созданию рабочих и экспертных групп как из числа членов наблюдательных советов вузов – участников Проекта, так и привлеченных экспертов. Участники дискуссии согласились с мнением модератора и предложили свое видение того, как должны формироваться такие экспертные группы.

Один из участников дискуссии, директор Института технологий открытого образования УрФУ Василий Третьяков предложил варианты возможных целей группы по eLearning и выступил с презентацией программы семинаров по новым технологиям обучения.

Необходимость формирования корпуса авторов высшей квалификации как основного производителя международных публикаций университета была отмечена в ходе следующей сессии, которую модерировал главный специалист Департамента развития профессионального образования и науки Национального фонда подготовки кадров Павел Арефьев. Участники обсудили системы воспроизводства научных авторов-профессионалов “academic reading” – “academic writing”– “academic publishing”.

В ходе сессии было проведено сравнение статистики «потребления» научной информации в России по сравнению с другими странами (на основе анализа использования полнотекстовой базы данных Science Direct (Elsevier). Директор региональных программ издательства Elsevier Science & Technology в России и Республике Беларусь Марат Фатхулин отметил, что распространение научной информации в России сталкивается с рядом проблем, в частности, языковым барьером, а заместитель генерального директора издательства МАИК «Наука-Интерпериодика», начальник службы переводов Андрей Зегарник поделился (на примере своей компании) опытом организации и управления службой научных переводов.

Не осталась без внимания и проблема подготовки публикаций для авторов – неносителей английского языка. Интересное решение в ходе skype-сессии было предложено директором Отдела институциональных продаж издательства BioMed Central – Springer SBM Наталией Тимираос – использовать опыт азиатских стран при подготовке к публикации. 

Рабочая группа «Англоязычная среда вуза», проводившаяся в рамках сетевого взаимодействия вузов – участников Проекта 5-100, сконцентрировала свою деятельность на обсуждении интерактивного общения между вузами и англоязычными экспертами в период между офлайн-встречами. Был определен круг вопросов, по которым вузам экспертное мнение необходимо в постоянном режиме, а также формат и сроки сетевого взаимодействия между вузами.

Заведующая кафедрой РИЯЛ НИТУ «МИСиС» Лилия Бондарева предложила обсудить инициативы по указанному взаимодействию, представленные вузами – участниками Проекта, а Советник ректора НИТУ «МИСиС» Елена Фрумина – задачи сетевого взаимодействия на второе полугодие 2014 года. Также участникам группы был представлен план сетевого семинара с участием международных экспертов «Модели преподавания академического английского и английского для специальных целей (EAP/ESP) в российских и европейских университетах», который планируется провести в ноябре 2014 года.

Еще одной темой для обсуждения в группе стал English for Academics – курс Cambridge University Press/British Council Russia для преподавателей, представленный соавтором курса, Преподавателем Британской высшей школы дизайна Василием Горбачевым. В ходе дискуссии была рассмотрена возможность адаптации курса для вузов – участников Проекта.

Третий модуль группы был посвящен обсуждению потребностей преподавателей английского языка в вузах –участниках Проекта 5-100. Обсуждение велось с целью формирования пакета инициатив для организации повышения квалификации разработчиков программ, направленных на развитие англоязычной среды в вузах в 2014–2015 гг. В ходе работы группы (модератор - академический координатор программы по английскому языку в бакалавриате НИТУ «МИСиС» Полина Ермакова) была отмечена необходимость создания общей отечественной системы квалификации как преподавателей английского языка, так и обучаемых.

Наукометрические показатели «дорожных карт» вузов стали предметом для дискуссии на сессии, в качестве модератора которой выступил советник ректората МФТИ, координатор экспертной группы «Рейтинговые стратегии и наукометрия» Проекта 5-100, главный редактор рейтинга RUR Игорь Булыженков, также выступивший с презентациями Next steps in evaluating the world’s universities и U-Multirank – A multi-dimensional, user – driven university ranking от имени их авторов – президента Британской ассоциации научных писателей, председателя Совета QS World University Rankings Мартина Инса и главного ответственного редактора по рейтингам Центра высшего образования CHE (Германия), члена консорциума U-Multirank, вице-президента IREG Observatory Геро Федеркейля.

Кроме того, на сессии обсуждались следующие темы:

– правила участия вузов в исследовательских проектах Рамочной программы ЕС Horizon2020 (доклад профессора Института структурной биологии г. Гренобль (Франция) Валентина Горделия);

– наукометрические инструменты мониторинга и пути повышения цитируемости вузов (презентация начальника центра информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности НИЯУ МИФИ Татьяны Стукаловой); 

– внедрение наукометрических систем по европейским стандартам (выступление регионального директора Elsevier S&T в России Вадима Соболева).

Влияние на рейтинги вузов, предоставление как можно более корректной информации о вузе при регистрации и размещении в базах данных публикаций были рассмотрены на сессии «Средства мониторинга, анализа и планирования научно-исследовательской деятельности в вузе», организатором которой стал руководитель аналитических проектов компании Elsevier Вадим Соболев. В ходе сессии, в частности, было отмечено влияние корректности информации о вузе в базе данных Scopus на отображение информации в рейтинге QS.

На совещании рабочей группы «Организация сетевого взаимодействия вузов в области создания и развития кадровых резервов университетов» была определена необходимость в информационном обмене при создании вузами кадровых резервов, как в смысле опыта, так и при создании персональной базы данных.

Итогом сессии стало определение целей и форматов сетевого взаимодействия вузов–участников Проекта 5-100 в области развития кадровых резервов университетов и определение примерного круга тем, которые готовы предложить вузы на предстоящей всероссийской конференции «Кадровые резервы университетов».

Необходимость более планомерных действий по увеличению вовлеченности администраторов, преподавателей и студентов в процессы трансформации университета была рассмотрена в ходе сессии, организатором которой стал член Совета Проекта 5-100 Олег Борисов. Консультант по развитию отношений между университетами и промышленностью Татьяна Скофилд (Лондон) привела пример сотрудничества между различными группами участников учебного процесса в Великобритании и конкретный положительный эффект от такого сотрудничества, заключающийся в продвижении интересов вуза выпускниками.

Завершился семинар интерактивным тренингом на тему «Как выстроить международный рекрутинг в вузе», модератором которого выступила глава образовательной практики компании Odgers Berndtson Елена Чернышкова.

Участники тренинга поделились друг с другом опытом планирования ресурсов, выяснили, какие человеческие, административные, финансовые, временные и иные ресурсы необходимы для достижения показателей, запланированных в «дорожных картах», представили свое видение того, каким статусом и функциями должен обладать отдел международного рекрутинга в оргструктуре университета, а также определили компетенции команды, отвечающей за рекрутинг.

Большое внимание в ходе тренинга было уделено организации процесса рекрутинга: формализация запроса, этапы работы, «длинный» и «короткий» список кандидатов, определение функционала поискового комитета, специфика внутренней и внешней коммуникации и контроль качества работы комитета.

Обсуждение всех вопросов проводилось с использованием конкретных примеров из российской и международной практики и текущего опыта университетов.

По общему мнению участников семинара, мероприятие позволило им значительно продвинуться в понимании методов решения задач Проекта 5-100, а также осознать необходимость создания неформальных инициативных групп по каждому из вопросов, обсуждавшихся на семинаре.