Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В Москве прошла конференция по выполнению «дорожных карт» Проекта 5-100

10 апреля 2014 года

10-11 апреля 2014 года в Москве состоялся семинар-конференция по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»).

Семинар открылся пленарной сессией, на которой заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко, директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации Михаил Алашкевич, директор Проектного офиса Московской школы управления «СКОЛКОВО» Михаил Антонов и заместитель директора центра ситуационного анализа ФГБНУ «НИИ-РИНКЦЭ» Елена Глухова рассказали присутствующим об итогах мартовского заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также о дальнейших перспективах развития Проекта. 


Анализируя итоги посещения Советом Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Михаил Антонов подчеркнул, что визиты экспертов Совета в университеты, участвующие в проекте, будут продолжаться. Было отмечено, что при анализе механизма построения модели ведущего университета члены Совета пришли к выводу, что не существует универсальной модели успешного вуза, так как все учебные заведения обладают рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Подводя итоги, Директор Проектного офиса Московской школы управления «СКОЛКОВО» напомнил, что следующий Совет пройдет в Санкт-Петербурге, и призвал университеты Северной столицы активно к нему готовиться.

Помимо основной программы, в рамках семинара-конференции прошли круглые столы и совещания рабочих групп по следующим вопросам:

выбор приоритетов технологического развития;
HR и международный рекрутинг;
рейтинговые стратегии и наукометрия;
система управления научно-образовательный деятельностью университета;
создание системы исследований университетской среды

Выступление руководителя проектов Национального фонда подготовки кадров Дмитрия Дермана касалось концепции мониторинга повышения международной конкурентоспособности университетов. «В мае на основе этой концепции будет разработана методика, которая будет уже в расширенном, детальном порядке представлена университетам», – пообещал он. В своей презентации Дмитрий Дерман наметил основные принципы мониторинга:

основа на самооценке и экспертной оценке;
баланс между качественными и количественными методами;
минимизация отчетности;
сопоставимость результатов мониторинга и регламентация процедур мониторинга.

Вопросы сетевого взаимодействия вузов как важного инструмента формирования университетского самосознания были освещены в докладе директора программы развития НИУ ВШЭ Карелиной И.Г. Главной задачей такого взаимодействия должна стать интеграция усилий университетов – участников Проекта 5-100 для создания условий успешной реализации их программ повышения конкурентоспособности. Условиями участия являются открытость и готовность делиться информацией. В качестве примера она привела опыт ТПУ, который по собственной инициативе, разработав Положение об эффективной деятельности научно-педагогических работников, поделился этим документом с остальными участниками. Она также напомнила о встрече ректоров вузов – участников Проекта, прошедшей 3 февраля. На этой встрече были достигнуты договоренности по интеграции усилий для успешной реализации программы, определен формат взаимодействия:

создание рабочих группы по обмену опытом;
разработка пакетов «модельных» документов по направлениям рабочих групп;
участие в разрешении вопросов представителей Минтруда и ФМС;
взаимодействие с Минобрнауки и подготовка предложений от вузов;
создание Ассоциации «Глобальные университеты»

В завершение выступления Ирина Карелина рассказала о запуске сайта сетевого взаимодействия вузов – участников Проекта 5-100, который должен стать эффективным инструментом для обмена новыми наработками.

Рабочая группа под руководством директора департамента стратегических коммуникаций, члена Правления РВК Евгения Кузнецова сосредоточилась на вопросах выбора приоритетов технологического развития, а также развития инновационных экосистем и прорывных технологических направлений университетов. По мнению модератора, именно инновационное развитие является главным прорывным фактором для отечественных вузов. Он обратил внимание присутствующих на западные университеты, например, MIT, где инновационное развитие, причем не только стартапы, но и работа с крупными компаниями и встраивание в их индустрию, играет ключевую роль. «Именно эти инициативы позволяют привлечь к сотрудничеству новых профессоров, деньги на реализацию заказов и в целом наполняют университет жизнью», – заключил Евгений Кузнецов.

В качестве иллюстрации он привел университет Карнеги-Меллон, являющийся одним из лидеров по подготовке инженеров программного обеспечения, где буквально за 10 лет сумели увеличить количество исследователей в области робототехники с 60 до 600 человек.

Руководитель экспертной группы Проекта 5-100 Елена Чернышкова призвала университеты активно делиться опытом при приеме иностранных профессоров в университеты. На сессии, которую он вела, обсуждался целый ряд вопросов, связанных с HR и международным рекрутингом. 

основные сложности трудового и миграционного законодательства в процессе приема иностранных профессоров;
как взять иностранного профессора без российской ученой степени в штат университета?
прием иностранцев в технические вузы: вопросы допуска к закрытой информации;
что важно для иностранных профессоров при переезде в Россию?
инициатива по совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей прием иностранцев в российские университеты.

Еще одним мероприятием двухдневного семинара-конференции стала Организационная игра с участием проектных офисов вузов, на которой была предпринята попытка разработать типологию университетов – участников Проекта. Ее модератором выступил Советник Президента Фонда «Сколково», член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ Олег Алексеев. По его мнению, в настоящий момент университеты находятся в сложном процессе «познания себя». «На этом пути у наших университетов появляется немало испытаний и искушений, которые нам всем следует преодолеть, в том числе на этой встрече», – отметил Олег Алексеев.

Профессор Университета Абу-Даби и Мичиганского университета, Вице-президент E-learning, Blackboard International Рик Ван Сент выступил перед гостями семинара-конференции при помощи видеосвязи. «Если мы учим так же, как нас учили вчера, мы не готовим ни к дню сегодняшнему, ни к дню завтрашнему», – таков был главный посыл его презентации. Рик Ван Сент выделил четыре аспекта, которые должны способствовать переходу к новому образу мышления в высшем образовании.

Институциональная гибкость: высшее образование более свободно и гибко, чем раньше. Оно также более «позитивно» в отношении измеримости.
Мобильность студентов: готовы ли вузы работать со студентами, которые пользуются мобильными телефонами и планшетными компьютерами.
Всепроникающие технологии – цифровые издания, средства связи и т.д., Преподавательский состав и руководство должны иметь возможность взаимодействовать со студентами там, где они находятся. Новые преподаватели должны приходить в вуз готовыми к взаимодействию, привычному для студентов, а существующий преподавательский состав нуждается в дополнительных стимулах для соответствия.
Окупаемость инвестиций: вуз как центр затрат превратится в вуз - центр инвестиций.

Еще одним серьезный блоком прошедшего семинара стали сессии, на которых обсуждались вопросы рейтинговых стратегий и наукометрии. Участники выступлений обсудили возможности быстрого роста показателей публикационной активности, способы продвижения научных публикаций в международных журналах, а также другие модели продвижения научных статей.

Так, выступление главного специалиста НФПК Арефьева П.Г. было посвящено быстрому росту библиометрических показателей университетов – участников Проекта 5-100. Отметив устойчивый рост доли статей участников 5-100 в публикационном массиве России и мира в Web of Science за период 2007–2013 годов, докладчик обозначил главные механизмы роста публикационной активности – административный ресурс (система поощрения/стимулирования авторов, эффективные контракты), рост авторского корпуса через повышение квалификации (academic writing) и публикаций статей в журналах открытого доступа или гибридных моделях.

В целом семинар-конференция стал еще одним шагом на пути реализации проекта повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов. Участники мероприятия смогли наметить и обсудить ряд вопросов в самых разных сферах – от выбора приоритетов технологического развития и механизмов международного рекрутинга до создания системы исследований университетской среды и построения успешных рейтинговых стратегий.