Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В Петербурге обсудили перспективы российских вузов в мировых рейтингах

26 марта 2014 года

21-22 марта в Санкт-Петербурге, на новой сцене Александринского театра, состоялась международная научно-практическая конференция «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города».

Организаторами мероприятия выступили НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Европейский университет в Санкт-Петербурге и Университет ИТМО.

Основной целью двухдневной конференции стало осмысление опыта развития новых университетских проектов, институциональных инноваций в действующих университетах Санкт-Петербурга и других городов страны и мира. Предполагается, что этот опыт будет учтен в ходе проводимой в России масштабной реформы высшего образования и станет новым стимулом развития регионов.

Первый день был посвящен перспективам развития российских университетов, а также высшему учебному заведению как основному ресурсу современной глобальной экономики.

Особое внимание было уделено предметным академическим рейтингам, методологии их составления, а также технологии продвижения российских университетов в основных международных рейтингах.

Перед участниками выступили губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заместитель Министра образования и науки РФ Александр Повалко, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и другие эксперты в области образования и науки.

Конференцию открыл губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В своем приветствии он напомнил, что на сегодняшний день в Петербурге сосредоточено 11% всего научного потенциала страны, в городе действуют более ста государственных и негосударственных вузов, в которых работают, учатся, проводят научные исследования почти полмиллиона человек. Ежегодно увеличивается число студентов, приезжающих учиться в Петербург из других регионов страны. Если в 2002 году их было 38%, то в 2013 году показатель достиг 68%. За последние три года в вузах города на четверть выросло количество иностранных студентов. «Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образовательных услуг», – подчеркнул губернатор.

Конкурентоспособность российских университетов в международном пространстве является основным направлением и целью их существования, уверен и заместитель Министра образования и науки РФ Александр Повалко. Современные университеты уже давно конкурируют не просто в границах одной страны, а в глобальном масштабе, соперничая друг с другом за исследователей, студентов, работодателей. В своем выступлении Александр Повалко напомнил участникам конференции о Проекте 5-100 и рассказал о его дальнейших перспективах.

По его словам, одной из основных задач на сегодняшний день является вовлечение университетского персонала и студентов в программу повышения конкурентоспособности отечественного образования. «Сейчас безумно интересное время – вузы начинают меняться, и каждый студент, и преподаватель может привнести что-то свое в создание идеального университета», – отметил он. Также заместитель Министра образования обратил внимание присутствующих на естественную конкуренцию в рамках проекта. «Это история о конкуренции, причем не просто между странами, университетами, но и о внутренней конкуренции в вузах. Предполагается, что в ходе программы 5-100 вузы будут выбывать. Нам придется сужать круг университетов, которые в данном проекте поддерживаются государством», - сказал он. В качестве примера Александр Повалко привел заключение Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого состоялось в Москве 15 марта 2014 года. В ходе рассмотрения «дорожных карт», рекомендованных для доработки нескольким вузам, Совет был вынужден исключить из участия в проекте один из университетов. «Таким образом, – заключил Александр Повалко, – количество участников сократилось до четырнадцати». Согласно рекомендациям экспертов Совета, следующий пересмотр состава участников проекта состоится в 2015 году.

При этом он отметил, что такая здоровая конкуренция способствует усилению взаимодействия между вузами: по инициативе университетов была создана ассоциация, запущен ряд сетевых программ, в ходе которых университет, лидирующий в какой-то области, делится своими достижениями с остальными участниками проекта. «Это очень ценное взаимодействие, мы его будем поддерживать и стимулировать дополнительными грантами», – отметил заместитель главы Минобрнауки.

Залогом успеха в достижении амбициозных целей, поставленных перед участниками Проекта 5-100, ректор УрФУ Виктор Кокшаров считает сотрудничество не только между отдельными вузами или университетскими кооперациями, но и на уровне глобальных объединений, таких как ШОС. «Сохраняется необходимость развития успешного сетевого взаимодействия университетов, особенно с учетом задачи повышения конкурентоспособности ведущих университетов страны в мире. Сотрудничество с зарубежными ассоциациями по организации сетевых проектов, совместные с мировыми университетами научные разработки и образовательные программы помогут ускорить интернационализацию российских вузов. Уральский федеральный университет готов участвовать во всех сетевых международных проектах, а также взять на себя координацию нескольких проектов (взаимодействие с Ассоциацией американских университетов (ААУ), разработка образовательных программ сетевого университета БРИКС и пр.)», – заверил ректор УрФУ.

В свою очередь ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов указал на тот факт, что в настоящий момент потенциал Петербурга как университетского города не реализован в достаточной мере. «Много больше можно было сделать здесь, чем делается в реальности. Однако, - добавил ректор, - это проблема не одного Петербурга, то же самое можно сказать про Москву, Екатеринбург, Томск». Руководитель Высшей школы экономики рассказал о проекте «Университет, открытый городу», собирающем каждую неделю порядка 200 слушателей, и о том, что недавно такой же проект стартовал и в Санкт-Петербурге. Следующим шагом должно стать появление студенческих кафе, студенческих центров на базе библиотек, привлечение студенчества к развитию спорта в стране, медицинского и социального обслуживания граждан. «Университеты – это место, где растворяются национальные интересы, актуализируются профессиональные и глобальные проекты. Университетам нечего делить, они должны друг друга обогащать», – закончил свое выступление Ярослав Кузьминов.

«Я не знаю российских вузов, которые бы участвовали в формировании экономической или технологической повестки дня в стране к 2025-2030 году, нас, как говорится, "к танцу не приглашали", да и сами мы не очень активную позицию в этом смысле занимаем», – высказался в ходе дискуссии ректор НИУ ИТМО, профессор Владимир Васильев. Согласно его позиции, если российские университеты хотят стать ведущими в мире и попасть в международные рейтинги, они просто обязаны формировать грядущую повестку в развитии экономики, науки, технологий.

Ректор Европейского университета в СПб профессор Олег Хархордин считает главным ресурсом роста университета в долгосрочной перспективе – изменение системы управления в вузах. Привлечение «звезд», приглашение на работу преподавателей, достаточно квалифицированных, чтобы публиковаться в англоязычных рецензируемых журналах, может сработать на каком-то этапе, однако этот ресурс довольно быстро исчерпаем, и нужно искать возможности и вдохновение в другом месте. Олег Хархордин убежден, что ситуацию поможет изменить повышение мотивации и вовлеченность в управленческие процессы преподавателей. Его презентация была посвящена опыту построения эффективной системы управления в вузах через советы и другие коллегиальные органы управления, а также такому явлению, как Shared governance в университетах.

Инициатор форума и директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников напомнил, что в Петербурге всего 7% населения - студенты, тогда как у университетских мировых центров цифры выше. «Необходимо создавать условия, при которых число учащихся, профессоров и исследователей вырастет», – отметил он. «Заметны мы или нет? Каким видит нас мир? Как сделать наши университеты интересными международному сообществу? Это центральная задача для властей, общества и академической корпорации. Ведь если в XX веке главной движущей силой были капитал и природные ресурсы, то сейчас их место заняли таланты и человеческий капитал», — убежден Сергей Кадочников.

Весомый вклад в общую дискуссию внесли зарубежные эксперты в области науки и образования.

Так, старший научный сотрудник Центра политики высшего образования Университета Твенте (Нидерланды) Дон Ф. Вестерхайден  (Don F. Westerheijden) в своей презентации обратился к технологиям продвижения университета в международных предметных академических рейтингах.

Доклад основателя и президента польского образовательного фонда «Перспективы», вице-президента Международной экспертной группы по ранжированию и квалификациям (IREG) Вальдемара Сивински (Waldemar Siwinski) был посвящен вопросам экспертной оценки качества международных и национальных предметных рейтингов. Вальдемар Сивински также пригласил всех желающих в Лондон, где 14-16 мая 2014 года состоится конференция IREG, посвященная проблемам трудоустройства и академическим рейтингам.

Руководитель QS Intelligence Unit Бен Соутер (Ben Sowter) в своей презентации обратился к методологии составления международных рейтингов и месту в них российских университетов.

В ходе пленарных заседаний первого дня прозвучали самые разные мнения и инициативы, касающиеся основных тенденций в образовании, а также поиска путей повышения международной конкурентоспособности российских вузов. В одном участники конференции были единодушны – задачи выхода на новый международный уровень конкуренции российские университеты должны решать путем совместных усилий и кооперации на всех уровнях.