Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


На КЭФ обсудили вопросы научной интеграции

04 марта 2014 года

Научная интеграция позволит российскому научно-образовательному сообществу решать задачи государственного масштаба. Об этом на круглом столе «„Клуб 9“: время эффективных научных интеграций» заявил руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков.

Заседание «Клуба 9» состоялось 27 февраля 2014 года в рамках XI Красноярского экономического форума в Сибирском федеральном университете (СФУ). В дискуссии приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко, президент Российской академии наук Владимир Фортов, руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко, генеральный директор Российского научного фонда Александр Хлунов, председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс, ректоры федеральных и научно-исследовательских университетов, в том числе участников Проекта 5-100.

Основными темами обсуждения стали модели взаимодействия федеральных университетов с научными учреждениями ФАНО, задачи университетов как проводников государственной политики в сфере реформы высшего профессионального образования и реформы РАН, их участие в международных рейтингах и повышение национальной конкурентоспособности на глобальном рынке.

Круглый стол «Клуб 9: время эффективных научных интеграций» на экономическом форуме в Красноярске 

«Мы должны объединять усилия для решения важных государственных задач, – отметил Михаил Котюков. - Это ускоренное развитие Сибири, повышение качества образования ведущих университетов и их продвижение в международных рейтингах, а также развитие науки в стране». 

По мнению главы ФАНО, в Сибири существует практика такого объединения. «Есть конкретные наработки в СФУ, в Красноярском научном центре СО РАН. Мы хотим, чтобы отдельные проекты стали нормой, чтобы эта практика была применима в совершенно разных организациях», – подчеркнул Котюков. Он также напомнил, что за последние годы в научную сферу были инвестированы серьезные средства, созданы исследовательские лаборатории и центры коллективного пользования, институты оснащены новейшим оборудованием. «Сейчас мы должны обсудить совместные проекты, которые позволят решать и академические, и образовательные задачи, и будут способствовать развитию территорий. Подчеркну, что без внимания региональной власти к этим вопросам мы не сможем получить необходимый эффект», – отметил он. 

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко напомнил собравшимся о стартовавшем в 2013 году Проекте 5-100, целью которого является вывод ряда российских университетов в число лидеров среди ведущих международных научно-образовательных центров. «Анализ „дорожных карт“ отобранных вузов показал, что скачок, который должен быть сделан с точки зрения объема и качества научных исследований, превосходит разумные возможности не только университетов, но и выделяемого на программу бюджета», – отметил Повалко. По его мнению, наиболее перспективным решением поставленной задачи будет совмещение существующей базы Академии наук с потенциалом и инфраструктурой университетов. «Основной задачей на сегодняшний день является формирование правильных стимулов, а также разработка стратегий успешного развития», – заключил он. 

В свою очередь ректор СФУ, академик РАН Евгений Ваганов напомнил о том, что наука является одной из важных составляющих экономического роста. Он обозначил ряд направлений, где научно-исследовательские институты и университеты конкурируют за финансовые ресурсы. По мнению ректора СФУ, базой для создания сотрудничества может стать совместное выполнение крупных научных программ для макрорегиона, в которых решение актуальных прикладных задач будет поддерживаться фундаментальными исследованиями. В качестве доказательства успешности такой схемы он привел пример Института леса СО РАН, который, реализуя прикладную задачу — разработку региональных правил ведения лесного хозяйства — сумел через несколько лет стать мировым лидером в лесной и экологической науках. 

При этом основным двигателем развития науки Ваганов назвал молодых ученых. «Ситуацию могут изменить только молодые кадры. Нам нужны люди, а не структурные изменения. Нужно ставить на молодежь», — подчеркнул он. 

Ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец к числу основных конкурентных преимуществ ДВФУ отнес тесное взаимодействие вуза с Дальневосточным отделением Российской академии наук, позволяющее сотрудникам ДВО РАН совмещать научную деятельность с преподавательской. По мнению ректора ДВФУ, взаимодействие университетской и академической науки должно быть выстроено в форме научно-образовательного кластера, реализующего как прикладные, так и фундаментальные исследования, а также выпускающего специалистов по заказам промышленных предприятий региона. Последние, по мнению Сергея Иванца, являются ключевым координатором совместной научной работы. 

Ректор САФУ Елена Кудряшова выступила с предложением формировать заказ на научные исследования, исходя из интересов и особенностей макрорегионов — Сибири, Дальнего Востока, Арктики. И рассказала о системе комплексного изучения северных и арктических территорий, которая развивается в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова. Именно субъекты России, где образованы университеты с особым статусом — федеральные, могли бы стать пилотными площадками для апробации возможных моделей взаимодействия федеральных университетов и научных организаций в контексте текущей реформы РАН. 

В ходе заседания была озвучена одна из главных проблем научного взаимодействия, сводящаяся к тому, что интеграция на сегодняшний день осуществляется не на системном уровне, а на индивидуальном. По мнению ректора Уральского федерального университета (УрФУ) Виктора Кокшарова, решить данную проблему может перераспределение государственных средств в пользу тех коллективов, которые создаются на интеграционной основе. «Нужен метод кнута и пряника, при котором роль кнута будет играть мониторинг научных организаций и установка индикаторов KPI, которые заставят руководителей вузов и научных организаций создавать совместные научные проекты», – сказал ректор УрФУ. 

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов обратил внимание присутствующих на тот факт, что «финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований – задача государства и государственных корпораций, но никак не задача российского бизнеса, который дает заказы на прикладные исследования». Среди позитивных изменений Кузьминов выделил повышение базовой зарплаты ученых, которое обеспечивает привлечение в науку новых кадров, программы развития, в том числе Проекта 5-100, а также рост финансирования науки через фонды. По мнению ректора НИУ ВШЭ, одним из залогов стабильности развития российской науки также должны стать долгосрочные гранты, которые обеспечат ученым уверенность в завтрашнем дне. 

На ключевую роль государства в обсуждаемом вопросе указал ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров: «Нас долго уговаривали работать с крупными корпорациями, но этого не происходило, до тех пор, пока не были созданы механизмы постановления № 218, которые нас мотивировали на эту кооперацию». «Должны быть созданы мотивационные мероприятия, направленные на развитие кооперативной деятельности вузов с институтами РАН», – заключил Гафуров. 

Алексей Романов, занимающийся научной деятельностью на базе Сибирского федерального университета, высказал мнение, что для молодого ученого по большому счету безразлично, где проводить исследования – в университетской лаборатории или в академической. Но при этом он признал, что на базе федерального университета у начинающего специалиста больше возможностей для реализации как в научном, так и в коммерческом отношении. 

Своеобразный итог подвел директор Российского научного фонда Александр Хлунов, указавший на важную роль качественной экспертизы и оценки исследований ученых в ходе объединения вузов и науки. «В настоящее время идет формирование экспертного совета», – подчеркнул он. 

Справка 

Сеть федеральных университетов «Клуб 9» была создана в 2013 году в рамках Ассоциации ведущих вузов России. Основной задачей организации является совместная работа с целью подготовки квалифицированных специалистов и генерирования эффективных и качественных инновационных технологий. В неё входят: 

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта 
Дальневосточный федеральный университет 
Казанский (Приволжский) федеральный университет 
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова 
Северо-Восточный федеральный университет 
Северо-Кавказский федеральный университет 
Сибирский федеральный университет 
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 

Южный федеральный университет