Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Маркетинг, рекрутинг, рейтинги и форсайт. В Москве встретились эксперты Проекта 5-100

07 февраля 2014 года

Более 120 представителей вузов – участников Проекта 5-100 и экспертов в области образования собрались в Marriott Grand Hotel на семинар-конференцию по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). 

Главными темами семинара-конференции стали актуальные для российских вузов вопросы международного маркетинга и рекрутинга, стратегии попадания в международные рейтинги, наукометрия и форсайт. 

Экспертами конференции выступили представители российских вузов и Министерства образования и науки, представители компаний и профильных агентств и, в режиме видеоконференции, представители международных образовательных учреждений – государственного университета штата Нью-Йорк (The State University of New York), Свободного университета Берлина (Freie Universitat Berlin) и университета Неймегена, Нидерланды (Radboud University Nijmegen).

В первый день семинара-конференции состоялось 3 круглых стола. Первый круглый стол на тему: «Маркетинг и коммуникации университета как инструмент для привлечения лучших студентов и профессоров» модерировала Елена Чернышкова, глава образовательной практики Odgers Berndson.

Кроме основной программы, на протяжении второго дня семинара-конференции состоялся ряд стратегических совещаний по проекту повышения конкурентоспособности российских вузов. Рабочие группы по реализации Проекта 5-100 инициировали обсуждения по темам «Международный рекрутинг и HR», «Рекрутинговые стратегии и наукометрия» и «Международные стандарты финансовой отчетности».

В рамках предложенной темы, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин прочитал доклад о принципах формирования международной репутации вуза. С одной стороны, она складывается за счет эволюционных процессов – привлечения опытных преподавателей, повышение цитируемости в международных журналах и формирования академической репутации. С другой, необходимо запускать революционные процессы – приглашать «звезд» мировой науки, участвовать в эффективных международных проектах и запускать «невероятные проекты» самим.

Генеральный директор агентства «Ньютон – PR» Алексей Глазырин сравнил опыт продвижения университетов в России и за рубежом. Он подчеркнул основную проблему российских университетов – «стать видимыми» на рынке образовательных услуг. Для этого нужно грамотно выбирать каналы коммуникации, менять стереотипное представление о вузе, работать с целевыми аудиториями и использовать новые технологии продвижения в интернете.

Декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Максим Буев поделился опытом ЕУСПб в вопросах формировании репутации и привлечения международных профессоров и студентов. Буев подчеркнул, что важно заниматься не только рекрутингом международных кадров, но и решением вопросов обустройства их семей в России, повышать процент трудоустройства студентов после окончания университета, четко позиционировать свою нишу и заниматься вопросом селекции на международном образовательном рынке.

Завершил выступления спикеров первый заместитель директора Центра фундаментальных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Владимир Шевченко, который обсудил с участниками семинара факторы повышения конкурентоспособности российских университетов: участие в крупных международных проектах и написание научных статей, создание совместных исследовательских центров, разработку количественных критериев и т.д. Цель каждого вуза – не попадание в рейтинги, а количество студентов, желающих там учиться.

По словам всех выступающих, очень большое значение имеет узнаваемость и репутация вуза в научной среде и среди деловых контактов, будь то иностранный учёный, оценивающий возможность работы в российском университете, или студент, выбирающий площадку для обучения. Именно формированием репутации предстоит заняться вузам в ближайшие десятилетия. Все участники круглого стола отдают себе отчет в том, что это небыстрая история, но не скрывают радости, что такая задача была поставлена государством.

На втором круглом столе «Прогнозирование технологического развития: его роль, значение и инструменты для развития университетов» были затронуты темы возможной смены парадигмы производства и образования, в связи с изменением инновационно-технологического цикла и развитием систем дистанционного обучения. О том, как все это повлияет на привлекательность вузов для студентов, рассказали спикеры под руководством модератора Евгения Кузнецова, директора департамента стратегических коммуникаций и члена Правления РВК.

Первым свое видение образования будущего представил Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. Он считает, что в будущем вуз должен стать неким аналогом компании-холдинга, создавая в своей среде условия для запуска образовательных стартапов под руководством профессоров-сотрудников, с привлечением студентов и ключевых стейкхолдеров.

Директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин прогнозировал грядущую революцию в естественных науках и технических дисциплинах, переход вузов на постклассическую науку, появление новой методологии исследования, перестройку исследовательской практики и появление «умных сред», решение научных и производственных задач за счёт сетевой коммуникации и необходимость работы в глобальном масштабе. 

Эксперты ВШЭ – заведующий отделом научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний Александр Чулок и директор Форсайт-центра ВШЭ Александр Соколов представили прогноз научно-технического развития РФ до 2030 года. На вопрос из зала, какие технологии необходимы, что не остаться за бортом развития, эксперты отмечают умение вовремя «вписаться» в тренд и валидацию международных программ. 

На третьем круглом столе на тему «Наукометрия как инструмент выбора партнеров для совместных исследований» советник ректората МФТИ, координатор экспертной группы «Рейтинговые стратегии и наукометрия» Проекта 5-100, главный редактор рейтинга Round University Ranking (RUR) Игорь Булыженков и выпускающий редактор рейтинга RUR, проектный менеджер Института Сколтех Олег Соловьёв рассказали об алгоритме дешифровки методики вычисления баллов в рейтинге Times Higher Education: как исходная информация преобразуется в баллы и позиции университетов. 

Для улучшения показателей цитирования эксперт Thomson Reuters Павел Касьянов посоветовал научным сотрудникам вузов усиливать международную коллаборацию: выступать на международных конференциях и брать в соавторы исследователей с высоким импакт-фактором для публикации в научных изданиях. Ответственный секретарь редколлегии журнала «Успехи физических наук» Мария Аксентьева на примере этого журнала подробно рассказала о методике и особенностях вычисления показателей цитирования. Настоящим шоком для аудитории стала информация, что из-за несовпадения периода цитирования русской и английской версий, потери итогового количества статей в вузовской «копилке» составляют до семидесяти процентов по каждому университету. 

День завершился совещанием менеджеров и администраторов проекта, на котором представители Проектного офиса, профильных министерств и учреждений обсудили дальнейшие планы по сетевому взаимодействию вузов-участников и мероприятия Проекта 5-100 по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов. 

Второй день начался с выступления вице-президента по E-Learning компании Blackboard, профессора Abu Dabi University и University of Michigan Рика Ван Сента (Rick Van Sant). В рамках семинара-тренинга «Стратегия создания вуза мирового класса» он рассказал, как создаётся имидж вуза, на примере лучших практик американских университетов. Огромное значение в смысле продвижения вуза в публичном пространстве имеет открытость его для сторонних посетителей – дни открытых дверей в кампусе, благотворительные акции, экспертные центры для оценки идей предпринимателей, культурные мероприятия, бизнес-инкубаторы. Это кроме стандартных составляющих: образовательного процесса высокого класса, наличия научных статей на английском языке, действующего сообщества выпускников, использования современных технологий (каналов связи, сетей, аналитических систем). На вопрос, что такое вуз мирового класса – харизматичный Рик Ван Сент ответил, что «это место, где все хотят быть, но никто не знает что это и как им стать».

Следующий докладчик, председатель Совета директоров Центра высоких технологий «ХимРар», член наблюдательного совета МФТИ, член правления Физтех-Союза Андрей Иващенко представил участникам стратегическую инициативу «Физтех XXI» – физтех-кластер и маркетинговый интерфейс университета МФТИ. Он еще раз подчеркнул необходимость создания на базе вуза собственной среды развития.

Например, сегодня в МФТИ создан ИТ-кластер, в котором открыли офисы многие крупные ИТ-компании, и они же создали собственные программы подготовки студентов, и биофармацевтический кластер «Северный», вместе с которым появился медико-биологический факультет. Открыта школа системного инжиниринга (аналог МБА для инженеров крупных промышленных корпораций), где в проектных группах участвуют и обычные студенты МФТИ. Таким образом, создаются новые научные и деловые связи. Работает школа-пансион для одарённых детей, а в будущем планируется создать сеть аналогичных физтех-школ в разных регионах. Все это произошло благодаря структурированному сообществу выпускников – делится секретом успеха Андрей Иващенко.

На следующем семинаре-тренинге, посвященном маркетингу российских вузов за рубежом и привлечению иностранных студентов и профессоров в наши вузы, выступил вице-президент по академическим вопросам Института Сколтех Михаил Мягков, который рассказал о необходимом взаимодействии с научной диаспорой. Работа по привлечению русских профессоров с международным опытом, обеспечение условий для их возвращения на родину – вот то, что поможет решить вопрос с попаданием в рейтинги и благотворно скажется на репутации университета.

Позитивным опытом интернационализации поделился и следующий докладчик – проректор Уральского Федерального Университета Максим Хомяков в своем докладе «Университет как бренд». Для международного продвижения 15 российских вузов Максим предложил создание совместной сетевой программы Study in Russia для иностранных студентов, изучающих Россию в университетах мира.

В скайп-сессии директора и основателя компании «Бренн-Уайт маркетинговые коммуникации для интернационализации университетов» Меган Бренн-Уайт рассказала «Как мы выглядим в глазах международной аудитории и чему это помогает?», проанализировав сайты вузов – участников Проекта 5-100.

Последним участником семинара-тренинга стал Александр Молочков – заместитель директора по науке и инновациям Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета. В докладе о стратегиях научных и общих коммуникаций он дал практические советы, которые позволяют решить задачу интернационализации.

Во второй части семинара-тренинга «Маркетинг университета и международный рекрутинг студентов: вызовы и успешные стратегии на примере реальных кейсов» на скайп-связь с Москвой вышли маркетологи из США, Нидерландов и Берлина. Об опыте рекрутмента студентов и международного маркетинга в Европе и США рассказала Меган Бренн-Уайт, директор и основатель компании «Бренн-Уайт маркетинговые коммуникации для интернационализации университетов». Глава департамента международного маркетинга и рекрутмента Лора Дерксе поделилась историей продвижения нидерландского университета Неймегена (Radboud University Nijmegen) в скайп-сессии «Как превратить региональный университет в университет международного уровня, имея ограниченный ресурс». Матиас Кюдер, глава Центра международного сотрудничества Свободного университета Берлина (Freie Universitat Berlin), рассказал о тонкостях попадания в рейтинги на опыте своего университета – участника немецкого аналога Проекта 5-100. Завершила цикл скайп-семинаров директор департамента международного рекрутмента студентов государственного университета штата Нью-Йорк Криста Норсап, с трансляцией опыта The State University of New York в деле привлечения иностранных студентов.

Кроме основной программы, на протяжении второго дня семинара-конференции состоялся ряд стратегических совещаний по проекту повышения конкурентоспособности российских вузов. Рабочие группы по реализации Программы 5-100 инициировали обсуждения по темам «Международный рекрутинг и HR», «Рекрутинговые стратегии и наукометрия» и «Международные стандарты финансовой отчетности».