Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


NAFSA-2017: ведущие российские вузы становятся центрами продвижения на глобальном рынке образовательных услуг

05 июня 2017 года

Проект 5-100 принял участие в ежегодной конференции и выставке NAFSA – одном из крупнейших и наиболее значимых форумов по вопросам глобального образования. На этот раз выставка проходила в Лос-Анджелесе. 15 вузов – участников Проекта 5-100 представили российскую высшую школу на едином общенациональном стенде Проекта в формате Study in Russia, одной из задач которого является повышение узнаваемости вузов на международном уровне. Это уже вторая в этом году выставка мирового масштаба, в которой приняли участие университеты Проекта 5-100: в марте объединенный стенд Проекта успешно экспонировался на APAIE в Китайском Тайбэе (Тайване). На NAFSA 2017 Conference&Expo российскую делегацию возглавила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова.

«NAFSA Сonference&Expo представляет для российских университетов большой интерес как площадка для продуктивного диалога и сотрудничества между Россией и другими странами. Это прежде всего – возможность встречи с зарубежными коллегами, ведущими экспертами в области высшего образования, представителями наиболее динамично развивающихся и активных университетов и других организаций, работающих в системе международного высшего образования. Участие в подобных мероприятиях направлено на продвижение имиджа российского образования, развитие потенциала российских вузов в целях экспорта российского образования, а также знакомства с лучшими мировыми практиками, обеспечивающими глобальную конкурентоспособность нашим ведущим университетам», – прокомментировала участие университетов Проекта 5-100 в выставке Людмила Огородова.

Важность участия российских вузов в крупнейших международных образовательных выставках, и особенно в форуме NAFSA, подчеркнула ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. «Данное мероприятие – отличный способ найти партнеров для развития академической мобильности студентов и преподавателей, создания совместных образовательных и научных проектов. Также в программе конференции традиционно представлена содержательная деловая программа с актуальными вопросами по глобальным и локальным вызовам в системе высшего образования. НИТУ „МИСиС“ принимает активное участие в ряде сессий по интернационализации и рекрутингу иностранных учащихся, например, в сессиях Intercultural Disconnects in a Hyper-Connected World: Challenges for International Education и Diverse Drivers: Issues and Trends in International Recruitment», – отметила ректор.

Российская делегация, в состав которой вошли представители 15 вузов – участников Проекта 5-100, приняла активное участие в выставочных мероприятиях, рабочих сессиях и круглых столах по широкому спектру вопросов в области интернационализации высшего образования. Представители делегации провели ряд переговоров с зарубежными партнерами, в ходе которых обсуждались как вопросы укрепления и расширения сотрудничества, развития регулярного обмена информацией о семинарах и конференциях, новых образовательных программах и совместных проектах, так и отдельные аспекты взаимодействия с национальными ассоциациями.

Несмотря на уже существующие активные двусторонние межуниверситетские связи, в ходе встреч с зарубежными коллегами неоднократно подчеркивались важность и обоюдное стремление и в дальнейшем развивать межвузовское взаимодействие. Стороны договорились продолжить двусторонние контакты после изучения предложений.

В рамках обсуждения с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона эффективных форматов взаимодействия, которые отвечали бы интересам всех заинтересованных сторон, к таким форматам, прежде всего, были отнесены участие в ежегодных национальных форумах-выставках в сфере высшего образования, проведение и организация научных конференций и семинаров, в первую очередь, – на базе уже существующих платформ: форумов ректоров вузов России и Японии, России и Кореи, России и Китая, российско-китайской и российско-индийской ассоциаций вузов, форума гражданских обществ «Диалог Россия – Республика Корея», на площадке Восточного экономического форума.

На состоявшихся встречах замминистра представила основные цели и задачи Проекта 5-100 иностранным партнерам, рассказала о направлениях развития ведущих университетов и важности Проекта для развития конкурентоспособности российского высшего образования.

Людмила Огородова провела встречу с руководством QS Quacquarelli Symonds, одного из признанных авторитетных рейтингов. QS составляет рейтинги университетов с 2004 года, именно тогда и был опубликован QS World University Rankings, первый рейтинг лучших университетов мира. Стороны обсудили вопросы взаимодействия, сильные и слабые стороны системы рейтингования.

В рамках встречи с делегацией Республики Корея между Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) и Сеульским национальным университетом были подписаны Меморандум о взаимопонимании и Соглашение об обмене студентами.

Подчеркивая важность стратегического партнерства в сфере науки и образования между Россией и Китаем, российская делегация представила кейс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). С 2016 года взаимодействие с Китаем стало одним из ключевых приоритетов международной деятельности этого вуза. В апреле 2016 года в Шанхае было открыто представительство университета, а уже в августе был подписан Меморандум о сотрудничестве с Комитетом по экономике и информатизации Шанхая, целью которого является внедрение разработок Политехнического университета в области телекоммуникаций, спутниковой навигации и систем связи, а также продвижение и реализация совместных российско-китайских научных проектов, востребованных экономиками обеих стран.

«Мы высоко оцениваем инновационный и образовательный потенциал сотрудничества в этом регионе, поддерживаем и приветствуем развитие российскими вузами международных партнерств. Вместе с зарубежными коллегами нам удалось обсудить конкретные предложения о расширении сотрудничества и взаимодействия в сфере образования. Ряд стран АТР активно рассматривает возможности увеличения студенческого обмена с нашей страной, углубления исследований в высокотехнологичных и инновационных областях и проявляет особый интерес к запуску совместных с Россией образовательных программ, в том числе к курсам русского языка. Новые механизмы партнерства должны быть построены на основе уже существующих структур. В этом контексте ведущие российские университеты становятся не просто перспективными площадками для сотрудничества, но и центрами продвижения в АТР. Так, например, открытие представительства СПбПУ в Шанхае способствует расширению возможностей эффективного научно-технического сотрудничества с университетами и компаниями КНР, продвижению образовательных программ на рынок КНР и АТР. ДВФУ сейчас является российским форпостом в отношениях с Кореей и Японией. В японском городе Хакодате успешно работает филиал ДВФУ, который выполняет важнейшую миссию по развитию культурно-образовательных связей между странами», – заявила Людмила Огородова.

По словам проректора СПбПУ Дмитрия Кузнецова, на данный момент вузом уже заключены или находятся на стадии согласования контракты на совместные разработки с высокотехнологичными компаниями Китая: Shanghai Mirosheng Intelligent Technology Carbon Valley Technology, Henge (Shanghai) Medical Technology, China Medical Company, а также автопроизводителями Chery, Great Wall, Leopard, Catarc и др. Подготовлены заявки на финансирование крупномасштабных совместных проектов с университетами Шанхая.

В ходе переговоров иностранные делегации выразили заинтересованность в укреплении сотрудничества и пригласили представителей Минобрнауки России и российских университетов к участию в ежегодных национальных форумах-выставках по высшему образованию. Подробно были обсуждены также вопросы организации российско-китайского форума в рамках ежегодной конференции China Education Forum& Expo, специальной сессии России на корейской ежегодной конференции ассоциации KAFSA, участия зарубежных делегаций в ММСО и ежеквартальных семинарах Проекта 5-100. С индийскими партнерами обсуждались возможности организации визита индийской делегации в ведущие российские вузы этой осенью в рамках проведения заседания Ассоциации университетов Российской Федерации и Республики Индии (Russian-Indian Network of Institutions of Higher Education), а также организации специальной сессии на Саммите высшего образования в Индии (Global Higher Education Summit and Exhibition) в 2017 году.

На постерной сессии, прошедшей во время конференции, с докладами выступили Елена Горожанкина, заместитель проректора по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов, Владимир Хижняк, начальник управления международного сотрудничества СПбПУ, и Ольга Троицкая, главный специалист Проектного офиса 5-100. Темы их выступлений были посвящены системному подходу к обеспечению устойчивого набора иностранных студентов, сервисам для иностранных ученых и студентов, а также роли Проекта 5-100 в интернационализации российских вузов.

В рамках NAFSA 2017 Conference&Expo заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова также посетила с рабочим визитом Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Российская делегация провела встречи с первым проректором университета Скоттом Во и преподавателями вуза, ознакомилась с основными программами подготовки, научно-практической базой и обсудила возможные направления для дальнейшего сотрудничества. Во время осмотра инновационного цента и бизнес-акселератора замминистра сопровождала Дина Эванс, исполнительный директор предпринимательских программ и стартап-центра университета. Она рассказала о системе подготовки студентов, практике поддержки инноваций и предпринимательства среди студентов – специальных программах, которые помогают развивать культуру предпринимательского мышления и содействуют продвижению инновационных стартапов, а также разработке и коммерциализации новых технологий. Одним из важных пунктов насыщенной программы стало обсуждение программ обучения русскому языку в университете и языковых исследований, которые представила профессор университета Ольга Каган.

За шесть дней выставки вузы – участники Проекта 5-100 значительно расширили контакты с зарубежными университетами, провели переговоры с возможными партнерами в области совместных научных исследований, обсудили перспективные направления сотрудничества и возможности академической мобильности для студентов и педагогов. Следующим по значимости форумом по глобальному образованию станет выставка Европейской ассоциации международного образования (EAIE), которая пройдет осенью этого года в Севилье и в которой вузы – участники Проекта 5-100 также примут участие.