Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Семинар-конференция Проекта 5-100 впервые прошел в Санкт-Петербурге

16 декабря 2014 года

8 и 9 декабря на территории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета прошел очередной семинар-конференция по выполнению планов мероприятий по реализации «дорожных карт» участниками Проекта 5-100.

Пленарную сессию открыли хозяева: с презентацией о ходе Программы повышения конкурентоспособности СПбПУ выступил проректор по перспективным проектам Алексей Боровков. Конкретные аспекты реализации Программы осветили в своих выступлениях проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев, директор Объединенного научно-технологического института Максим Одноблюдов, директор института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций Сергей Макаров. Затем руководители СПбПУ пригласили участников встречи на экскурсию по лабораториям университета. Гости посетили Центр компьютерного инжиниринга, Российско-германский лазерный центр, Лабораторию обращения с отходами производства и потребления и несколько других объектов исследовательской инфраструктуры.

В этот раз традиционный семинар Проекта 5-100 имел заметную международную составляющую – отдельная сессия была посвящена презентации бразильского высшего образования. В качестве спикеров и экспертов выступили топ-менеджеры ведущих вузов Бразилии: Университета штата Сан-Паулу (UNESP)Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (UFRGS)Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти (UFRN)Федерального университета латиноамериканской интеграции (UNILA). Модератор встречи президент Бразильской ассоциации международного образования (FAUBAI) Жозе Сельсу Фрейре подробно остановился на особенностях академической системы Бразилии. Он подчеркнул, что право гражданина получить бесплатное образование в государственном университете прописано в конституции страны. Заседание продолжили его коллеги, рассказав об образовательной и научной деятельности своих вузов, специальных программах, вступительном конкурсе, взаимодействии с промышленными предприятиями и точках пересечения взаимных интересов с российскими университетами Проекта 5-100.

Несомненный интерес вызвал проходивший параллельно круглый стол «Благотворительные фонды и университеты» под председательством исполнительного секретаря Форума Доноров Натальи Каминарской. Большое внимание было уделено деятельности Американо-Российского Фонда по экономическому и правовому развитию (USRF). Его директор Анна Данилина рассказала о 60 научных разработках, поддержанных Фондом с помощью системы малых грантов, и о сотрудничестве организации с участниками Проекта 5-100 – Университетом ИТМОННГУ и СГАУ. Рассуждая об особенностях сотрудничества НКО и вузов, директор USRF Марк Помар отметил: «Фонды готовы пойти на риск и поддержать новаторские исследования». Эту мысль развила исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева: «Фонд – площадка для экспериментов», затем, по ее словам, государство может продолжить стимулирование успешных начинаний. Константин Петров, директор программ фонда Дмитрия Зимина «Династия» обозначил грантовые возможности, которые его организация предоставляет для талантливых молодых физиков и математиков. Опытом взаимодействия с благотворительными обществами и Фондом Елены и Геннадия Тимченко поделился представитель Университета ИТМО Филипп Казин. Он рассказал собравшимся о построении устойчивой системы социального проектирования как одного из элементов экосистемы вуза. Его коллега Алексей Демидов, начальник отдела развития проектной деятельности, привлек внимание участников круглого стола к правовым аспектам совместной деятельности высших учебных заведений и благотворительных организаций, прокомментировав соответствующие положения российского законодательства.

8 декабря также состоялись заседания двух рабочих групп сетевого взаимодействия. Под руководством сотрудников НИУ ВШЭ, советника проректора Татьяны Ишмуратовой и директора по интернационализации Юлии Гринкевич в качестве модераторов члены группы «Кадровые резервы вузов» подготовили план функционирования на следующий год. Участники заседания второй рабочей группы, «Единый контракт и международный рекрутинг», во главе с представителем Управления персонала НИУ ВШЭ юрисконсультом Марией Дуденковой, директором по персоналу НИУ ВШЭ Алиной Волковой и заместителем первого проректора того же вуза Еленой Артюховой также подвели итоги уходящего года, обговорили предстоящие изменения в трудовом законодательстве и перспективы совместной работы.

Второй день семинара-конференции открылся пленарной сессией, на которой основным спикером стал директор Проектного офиса 5-100 Михаил Антонов. Говоря о результатах деятельности Проекта за 2014 год, он озвучил отзывы Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В выступлении Михаила Антонова были затронуты актуальные вопросы развития Проекта, приведены рекомендации по предоставлению отчетности и составлению «дорожных карт» второго этапа Проекта 5-100. Он также сделал анонс следующего семинара-конференции в Томске, который пройдет в феврале 2015 года.

Итоги года с точки зрения работы групп сетевого взаимодействия продолжила подводить Ирина Карелина. «Некоторые университеты стали инициаторами новых рабочих групп», – подчеркнула директор программ развития НИУ ВШЭ.

Заместитель генерального директора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов в своем выступлении перечислил основные тренды современного академического менеджмента. В частности, он отметил недостаточную вовлеченность бизнесменов в образовательные процессы в отечественной высшей школе. Эксперт также высказался за возвращение медицинского образования в классические университеты, что позволило бы им сильнее внедриться в такие сегменты рынка, как digital health и фармацевтика. Дискуссия продолжилась в рамках стратегической сессии по инновационным экосистемам вузов. В мероприятии приняли участие модераторы сессии Евгений Кузнецов, директор Фонда «ЦСР» Владимир Княгинин, директор бизнес-инкубатора ИНГРИЯ Игорь Рождественский, а также начальник Управления инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина, проректор СПбПУ Алексей Боровков, исполнительный директор Фонда предпосевных инвестиций Михаил Раяк и ряд приглашенных экспертов. Они обсудили позицию академических инжиниринговых центров, инструменты управления экосистемой в вузах и другие аспекты деятельности университетов – участников Проекта 5-100.

9 декабря состоялось заседание рабочей группы «Электронное образование», где модераторами выступили Василий Третьяков, директор Института технологий открытого образования УрФУ, Андрей Лямин, директор Центра дистанционного обучения Университета ИТМО, и Евгения Кулик, руководитель Центра развития образовательной среды НИУ ВШЭ. Вместе с другими специалистами в данной области они уделили внимание таким проблемам, как сохранение качества обучения, способы контроля знаний, создание национальной площадки открытого образования, продвижение на международном рынке университетов Проекта 5-100 через взаимодействие с подобными площадками, финансовые модели использования онлайн-курсов при реализации образовательных программ.

Директора по персоналу, руководители служб академического рекрутинга, представители проектных офисов 5-100 собрались на обучающий модуль «Управление трансформацией и повышение качества научных исследований в вузе (с точки зрения HR-департамента)». Обучение в рамках этого модуля проводили директор Центра университетского маркетинга и академического рекрутинга Проектного офиса 5-100 Елена Чернышкова и партнер практики оценки и развития компании Odgers Berndtson Виктор Саламатов. В качестве внешних экспертов были приглашены Александр Молочков, профессор Школы Биомедицины ДВФУ, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Максим Буев, почетный профессор Мичиганского университета Уильям Розенберг. Участники тренинга с помощью преподавателей и в ходе дискуссий с другими обучающимися сформировали понимание этапов трансформации организаций и перечень необходимых действий на каждом из этапов. Тренеры объяснили, как правильно донести до каждого сотрудника, задействованного в процессе модернизации, его роль, задачи и предполагаемые цели изменений. Представители университетов 5-100 обсудили критерии качества и эффективности научной работы, возможности повышения репутации исследовательских центров с помощью HR-инструментов, поделились опытом проведения мероприятий по трансформации крупных образовательных учреждений, обговорили возможные препятствия на пути к успеху.

Семинар в Санкт-Петербурге стал удачным завершением работы в рамках Проекта 5-100 в течение 2014 года. Его участники смогли проговорить общие вопросы развития Проекта, наметить пути дальнейшего взаимодействия, подвести итоги деятельности различных рабочих групп, сформировать задачи на будущее.