Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Проект 5-100 принимает участие в IV Московском международном салоне образования

14 апреля 2017 года

12 апреля на ВДНХ начал работу IV Московский международный салон образования (ММСО), который проводится ежегодно под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект 5-100 участвует в этом образовательном форуме уже в третий раз, представляя на стенде 21 ведущий российский вуз.  В этом году главной темой ММСО стала новая экосистема образования.

Представители вузов-участников Проекта 5-100 принимают активное участие в насыщенной деловой программе форума. В день открытия салона ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и ректор МИСиС Алевтина Черникова выступили спикерами в дискуссии «Вузы как центры пространства создания инноваций: вызовы и перспективы», обсудив новые инновационные сценарии и критерии выработки моделей университетских центров развития регионов.

Во второй день работы салона состоялась сессия «Международные образовательные программы в университетах 5-100», организованная Проектным офисом. Специалисты департаментов международного сотрудничества вузов-участников Проекта 5-100 поделились опытом разработки, создания и внедрения международных программ обучения в своих вузах. Дискуссия собрала полный зал: представители высшей школы проявили большой интерес к вопросам интернационализации российского высшего образования.

Директор Центра совместных образовательных программ ТГУ Ольга Масленникова рассказала о целях развития международных образовательных программ в своем вузе, подчеркнув их важность не только для привлечения иностранных студентов, но прежде всего – для повышения качества обучения собственных студентов. Среди основных требований, которые предъявляются к международным программам, спикер выделила следующие: разработка программы в партнерстве с зарубежным вузом, реализация на английском языке сотрудниками с опытом зарубежного преподавания, возможности для мобильности студентов и преподавателей, построения индивидуальной траектории обучения и прохождения практики и стажировок в компаниях.

Ирина Суковатая, начальник Отдела международных образовательных программ СФУ, поддержала тезис коллеги о том, что вузу нужно развивать международные образовательные программы, прежде всего, ради собственных студентов, большинство из которых не имеют возможности выехать за рубеж и поучиться в иностранном вузе. По ее словам, в процессе разработки международных программ в СФУ была произведена переориентация на студенто-центричный подход в обучении: вместо того, чтобы отталкиваться от возможностей англоговорящих преподавателей вести тот или иной курс, вуз решил отталкиваться от запросов студентов и потенциальных требований международного рынка труда. Именно поэтому программы создавались не просто посредством перевода уже существующих программ на английский, а "с нуля", задействуя потенциал наиболее сильных исследовательских команд вуза.

Следующий спикер, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко, рассказала об опыте создания Международного Летнего Университета ВШЭ, который реализуется в различных кампусах в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Его особенностями являются: возможность получить международно признанные кредиты и наличие широкого круга дисциплин на выбор - от русского языка до философии и математики. По мнению спикера, Летний университет постепенно набирает популярность, позволяя решать важнейшие задачи университета в деле повышения международной узнаваемости, знакомства иностранных студентов с университетом и их дальнейшего привлечения на основные программы.

Завершило сессию выступление Ирины Обуховой, заместителя директора Центра международного образования МФТИ. По ее мнению, в Физтехе традиционно реализовывались программы международного класса благодаря сильному преподавательскому составу, ведущему исследования мирового уровня и вовлеченному в международные проекты. Среди актуальных задач, которые стоят сегодня перед вузом, спикер выделила повышение набора иностранных студентов на технические специальности, сильно уступающие по популярности гуманитарным, и их зачастую недостаточный уровень подготовки. Вуз решает эти задачи посредством адаптации учебных планов и введения системы дополнительных курсов, помогающим повысить уровень квалификации иностранных студентов по профильным предметам до высокого стандарта Физтеха.

Эксперты отметили большой вклад в создание и развитие международных образовательных программ в университетах Проекта 5-100 программы «Интернационализация высшего образования в 21-м веке», которая была реализована Проектным офисом 5-100. В рамках этой программы представители вузов получили возможность ознакомиться с опытом интернационализации в ведущих вузах США и Европы, получить рекомендации от признанных экспертов и организовать межуниверситетские рабочие группы по вопросам интернационализации. Как отметила Ирина Суковатая, особенно полезным для участников программы оказался опыт не англоговорящих стран (Нидерланды, Италия, Германия).

Модератором сессии выступила Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Как представитель одного из крупнейших мировых рейтинговых агентств, она дала экспертную оценку изменениям, происходящим в системе высшего образования в России, отметив положительную динамику в укреплении позиций английского языка как языка коммуникации глобального научно-образовательного сообщества. Также Зоя Зайцева выделила направления, на которые российским вузам стоит обратить особое внимание, в том числе на актуализацию академических программ, улучшение практики «восхваления» своих научных результатов, показ карьерных траекторий выпускников.

Являясь крупнейшим форумом в сфере образования в России, ММСО объединяет всех участников образовательного процесса: руководителей организаций и педагогов, представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, общественных и коммерческих организаций и главных потребителей̆ образовательных услуг – школьников, абитуриентов, студентов и их родителей. В прошлом году салон посетило более 54 000 человек, в деловой программе приняли участие специалисты из 70 стран.