Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Состоялось заседание Совета Проекта 5-100

25 марта 2017 года

17-18 марта 2017 г. состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совет Проекта 5-100) под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец. В заседании приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, Президент, председатель правления Сбербанка России Г.О. Греф и зарубежные члены Совета.

«Повышение авторитета российского образования, узнаваемость российских вузов на мировом образовательном рынке – это то, к чему мы стремимся, потому что это позволяет прежде всего поддерживать наши технологии, развивать экономику на перспективу. По каждому университету Совет дает совершенно конкретные предложения – как развиваться дальше, для того чтобы вуз стал узнаваемым и конкурентоспособным в мировой системе координат», – подчеркнула Ольга Голодец.

На заседании 21 ведущий университет, отобранный по итогам конкурсов 2013 и 2015 годов на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, представил результаты работ 2016 года, «дорожные карты» на 2017 год и научные проекты.

 «Все вузы Проекта 5-100 имеют действительно очень амбициозные программы по самым актуальным направлениям, которые порой не обсуждаются даже в Гарварде или Лондоне. Но многие идеи можно будет воплотить в жизнь только в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми университетами. Но у российских вузов есть своя изюминка, которая отличает их от всех остальных вузов мира, – это Проект 5-100, который создает новые возможности», – прокомментировал Малколм Грант, председатель национальной службы здравоохранения Англии, член Совета Проекта 5-100.

По итогам работы Совета приняты следующие решения.

К лидерам в реализации программ повышения конкурентоспособности, работа которых оценена более чем на 7 баллов, отнести Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (государственный университет). В лидирующую группу вузов также вошли Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский Томский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

Менее 7 баллов получили следующие университеты-участники проекта: Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова Минздрава России, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Тюменский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Такие университеты, как Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Сибирский федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), получили менее 4 баллов.

По итогам заседания Совета Проекта 5-100 готовятся рекомендации университетам, которые будут способствовать повышению их конкурентоспособности. На осеннем заседании Совет планирует заслушать дорожные карты вузов на 2018-2020 годы и принять итоговые решения об объемах субсидий, выделяемых университетам на следующий этап.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский прокомментировал итоги выступления команды вуза на заседании Совета: «Мы представили итоги выполнения программы 2016 года, задачи на 2017 год, рассказали об основных трудностях и презентовали три крупных научных проекта. Сложность заключалась в том, что на выступление нам было дано всего 10 минут, а затем звучали вопросы членов Совета, касающиеся опыта международного сотрудничества ТГУ и принципов, по которому оно строится. Также нас спрашивали о принципах и подходах, которыми мы руководствуемся при формировании системы управления изменениями в университете. На мой взгляд, наше выступление вызвало живой интерес со стороны членов Совета. А нам, в свою очередь, их вопросы помогли еще раз взглянуть на процессы развития и изменения в университете и оценить свою работу».

Александр Шестаков, ректор ЮУрГУ, отметил: «Участники Совета с интересом отнеслись к нашей работе, поэтому защита отчета прошла в активной дискуссии. Безусловно, главной темой обсуждения стало дальнейшее развитие вуза. Наибольший интерес вызвали вопросы, касающиеся компьютерного инжиниринга и нового структурного подразделения нашего университета – Высшей медико-биологической школы».

 «Если сравнить со средним уровнем российских вузов, то 21 вуз – участник Проекта 5-100 выделяется своими значительными достижениями. Общая стратегия Проекта состоит в том, чтобы помочь вузам трансформироваться в учреждения, занимающиеся серьезной научно-исследовательской деятельностью. За четыре года вузы – участники Проекта 5-100 практически утроили количество высокоцитируемых работ по данным Scopus. Это большой прогресс, и он не только в отношении публикаций и концентрации на исследовательской деятельности, но и в укреплении сотрудничества и участии в сильнейших мировых коллаборациях и крупнейших международных проектах», – Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО и заместитель председателя Совета Проекта 5-100.

 «Проект 5-100, как и другие инициативы академического превосходства, фокусируются на исследовательских вузах. В любой стране это очень небольшое число университетов, поэтому очень важно выявить потребности исследовательских университетов и убедиться, что они могут быть конкурентоспособными в глобальном масштабе», – Филип Альтбах, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (США), член Совета Проекта 5-100.

Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации