Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


В выступлении профессора Бостонского колледжа Филипа Альтбаха (Philip Altbach) были представлены «золотые правила» построения вуза мирового класса.

В Москве прошел Саммит университетов стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира

05 декабря 2014 года

3 и 4 декабря представители сильнейших университетов стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира приняли участие в Саммите университетов, организованном Проектом 5-100 и британским изданием Times Higher Education (THE) в Москве.

Центральным и самым ожидаемым событием Саммита, безусловно, стало подведение итогов международного рейтинга вузов стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира по версии THE, в который в этом году попало сразу 7 российских университетов. Однако деловая программа Саммита, собравшая представителей образовательной элиты России, Бразилии, Китая, Южно-Африканской Республики, Мексики, Турции, Индии и других стран, вызвала не меньший интерес участников мероприятия.

3 декабря на территории НИУ «Высшая школа экономики» состоялся День российских университетов. Встречу открыл ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, обозначивший иностранным коллегам современные тенденции отечественной высшей школы. Затем о возможностях международного сотрудничества рассказали ректор МФТИ Николай Кудрявцев, ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Виктор Мартынов, ректор РосНОУ Владимир Зернов, проректор УрФУ Максим Хомяков, ректор РГГУ Ефим Пивовар. Руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин представил результаты исследования, в котором рассматривались перспективы развития образовательного сегмента стран БРИКС. Главный редактор Times Higher Education World University Rankings Фил Бейти (Phil Baty) поделился своим видением путей продвижения российских университетов в мировых рейтингах. Со своей стороны, руководители ряда ведущих вузов стран БРИКС отметили, что хотели бы больше узнать о высшем образовании России, и поделились опытом продвижения национальных университетов на мировом рынке. Некоторые рецепты, уверены зарубежные эксперты, могут быть полезны и для нашей страны.

Обсуждение мировых образовательных моделей продолжилось на следующий день в ходе пленарной сессии конференции и секций, участников которых гостеприимно принял другой университет из Проекта 5-100НИТУ «МИСиС». С приветственным словом к многочисленным делегатам Саммита обратились заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко и ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова. В обоих выступлениях была отмечена особая роль Проекта 5-100 в деле продвижения российского высшего образования на мировой арене. В частности, Александр Повалко заметил, что Проект – попытка «открыть» миру российское высшее образование, а профессор Черникова подчеркнула заметный вклад Проекта в развитие конкурентоспособности отечественных вузов.

Эксклюзивным событием конференции стал мастер-класс Фила Бейти, в рамках которого главный редактор рейтинга THE подробно остановился на изменениях в методологии его составления. Тему продолжил представитель нового партнера Times Higher Education, компании Elsevier, М’хамед Айсати (M’hamed Aisati), рассказавший об особенностях базы данных Scopus. В выступлении профессора Бостонского колледжа Филипа Альтбаха (Philip Altbach) были представлены «золотые правила» построения вуза мирового класса. Касаясь системы менеджмента в академической среде, Альтбах подчеркнул: «Непосредственное вовлечение студентов в управление вузом – не самая лучшая идея». Опыт Турции в построении системы сильных вузов описал ректор университета Билькента Абдулла Аталар (Abdullah Atalar), его коллеги Малегапуру Макгоба (Malegapuru Makgoba) из ЮАР и Марилза Рудже (Marilza Rutge) из Бразилии также поделились секретами успеха своих учебных заведений на национальном и региональном уровне.

Президент Университета Ухань (Китай) Ли Сяохонг (Li Xiaohong) рассказал о мечте своего вуза – попасть в первую сотню мировых рейтингов к 2043 году – и усилиях правительства КНР для достижения амбициозных задач по вхождению китайских высших учебных заведений в число лучших в мире. В своем докладе ректор Университета О.П. Джиндала, Радж Кумар (С.Raj Kumar), продемонстрировал участникам Саммита, как можно создать в Индии успешный частный университет «с нуля». Достижениями Университета науки и технологии Гонконга поделился его ректор Майкл Фунг (Michael Fung). Жайме Рамирез (Jaime Ramirez) из бразильского UFMG, докладывая об инициативах международного сотрудничества, сообщил, что структура вуза охватывает 8 из 13 национальных институтов науки и технологии. Ректор Университета Йоханнесбурга Ирон Ренсбург (Ihron Rensburg) раскрыл механизмы резкого увеличения объема и цитируемости публикаций его сотрудников за последние 10 лет. Глава Университета Риу-Гранди-ду-Сул Карлус Нетту (Carlos Netto) рассказал о бразильских программах академического превосходства и в заключение добавил: «Рейтинги – это полезный инструмент, чтобы скорректировать направление нашего развития, но мы отнюдь не зациклены на них».

Конференция завершилась выступлением заместителя председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрея Волкова, в котором он представил общественности текущие результаты Проекта 5-100 и наметил некоторые пути его дальнейшего развития.

Параллельно работе конференции в НИТУ «МИСиС» проходила выставка университетов – участников Проекта 5-100, которые получили хорошую возможность заявить о себе, привлечь внимание профессионалов в области международного высшего образования к своим университетам и больше узнать самим о ведущих вузах стран БРИКС.