Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Университеты будущего, онлайн образование и рейтинги: завершился Саммит вузов стран БРИКС

05 декабря 2016 года

2 декабря в Йоханнесбурге завершил работу трехдневный Саммит стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира, организованный Times Higher Education и Университетом Йоханнесбурга совместно с Проектом 5-100. Мероприятие было основано в 2014 году в Москве компанией THE совместно с Проектным офисом 5-100 и проходит уже в третий раз. Представители университетов и мировые эксперты в области образования обсудили актуальные мировые тенденции, перспективы развития университетов и направления сотрудничества.

На открытии гостей приветствовал главный редактор рейтинга THE Фил Бейти, который огласил результаты Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings, в который вошли 24 российских вуза, 16 из которых представляют Проект 5-100. Говоря об успехах российской высшей школы, господин Бейти отметил вклад Проекта 5-100 и сильнейшую поддержку государства, повлиявших на развитие и продвижение в рейтинге российских университетов. Участников саммита также приветствовал Ирон Ренсбург, вице-канцлер Университета Йоханнесбурга. Со вступительной речью, посвященной новой модели университета будущего, перед гостями выступил профессор Воле Шойинка, лауреат Нобелевской премии по литературе.

С ключевым докладом, посвященным глобальным академическим сетям и будущему университетов, выступил Максим Хомяков, проректор по международным делам УрФУ. Он представил кейсы Сетевого университета БРИКС и Проекта 5-100 в контексте академической революции, в качестве основных тенденций которой спикер назвал массификацию, глобализацию и коммерциализацию. С его точки зрения, страны БРИКС находятся в поиске своего места в глобальном научном мире, для чего им необходимы, во-первых, лучшая интеграция в мировое научное сообщество (измеряемая рейтингами), и, во-вторых, внимание к социальным особенностям стран БРИКС (включая развитие человека, борьбу с бедностью и др.). Михаил Хомяков высказал уверенность, что достижению первой цели лучше всего способствуют национальные инициативы академического превосходства (такие, как Проект 5-100), в то время как вторая цель требует разностороннего сотрудничества всех стран БРИКС. Разбирая пример Проекта 5-100, спикер отметил достижения вузов Проекта в рейтингах, а также сравнил его с аналогичными инициативами других стран и отметил, что бюджет Проекта составляет всего 878,5 млн долларов и является минимальным по сравнению с бюджетами остальных инициатив (китайская – 6 млрд долларов, французская – 5 млрд евро, тайваньская – 2 млрд долларов и пр.).

Проект 5-100 на саммите организовал сессию, которая была посвящена расширению количества предметных рейтингов. Модератором дискуссии выступил Дункан Росс, директор по данным и аналитике THE. Алексей Окунев, проректор по развитию НГУ, проанализировал успехи своего университета в предметных рейтингах THE, а также рассказал о важности предметных рейтингов как индикатора развития вуза. Спикер сравнил общий рейтинг с выявлением лучшего спортсмена или лучшего менеджера: «Кто является лучшим спортсменом? Тот, у кого самый большой доход – гольфист. Если посмотреть на лидеров общемирового рейтинга, то все они – университеты с многомиллионными бюджетами. Получается, что в глобальных рейтингах мы сравниваем руководство, менеджмент наших университетов. Предметные рейтинги, если применить спортивную метафору, – это выявление самого быстрого, самого выносливого и т.д. И в этом контексте предметный рейтинг – это соревнование другого рода, где мы учитываем совершенно другие индикаторы и параметры». Продолжил выступление первый проректор РУДН Нур Кирабаев, рассказавший о давнем сотрудничестве своего университета с африканскими странами и обозначивший приоритетные направления РУДН в предметных рейтингах: математика, химия и медицина. Спикер подчеркнул чрезвычайную важность междисциплинарных исследований на стыке данных и иных дисциплин, таких, как математика и медицина, математика и химия, математика и политология и др. и озвучил существующую проблему оценки таких исследований в рейтинге. Завершил дискуссию доклад Раджа Кумара, декана Юридической школы Глобального университета Джиндала (Индия), в котором он говорил о том, что предметные и региональные рейтинги, в отличие от глобальных, являются лучшим индикатором, отражающим особенности национальных научных и исследовательских традиций.

В панельной дискуссии по вопросам партнерства институтов с промышленностью и подготовке студентов к рынку труда выступил ректор НИЯУ «МИФИ» Михаил Стриханов. Он рассказал об особенностях сотрудничества своего университета с партнерами, представляющими индустрию атомной энергетики и об успешном опыте трудоустройства выпускников МИФИ в крупнейшие отечественные отраслевые компании. Ректор выделил такие направления сотрудничества между вузом и индустриальными партнерами, как совместное создание промышленных лабораторий и центров для обучения студентов, привлечение экспертов индустрии к преподаванию, организация совместных проектов, специальные стипендии. Ректор также внес предложения по усовершенствованию методики составления рейтинга: он обратил внимание экспертов на возможность увеличения с 2,5 % до 5 % веса показателя «Доход от производственной деятельности (инноваций)», включение показателя «Онлайн образование» с весом 2,5 % и сокращение на 5 % веса репутационного показателя.

В рамках саммита эксперты THE провели мастер-класс, посвященный рейтингам, на котором выступил директор управления продукцией Elsevier Уим Меестер, проанализировавший государственные инициативы стран БРИКС по повышению эффективности научных исследований. Разбирая кейс Проекта 5-100, эксперт рассмотрел особенности российской инициативы в контексте аналогичных проектов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии, Германии, Канады и Китая. «По результативности университеты Проекта 5-100 составили одну треть всей российской высшей школы в 2015 году. Темпы роста исследований в 21 университете Проекта очень высокие и значительно опережают показатели университетов других инициатив. Тем не менее по индикатору цитирования вузы Проекта несколько уступают зарубежным университетам», – прокомментировал Уим Меестер. По его мнению, достичь поставленных целей вузам Проекта 5-100 поможет сфокусированность на выборе журналов для публикаций, возможностях международного сотрудничества и понимание тенденций в других странах.

Другими темами саммита стали: образцовая модель университета, что ожидают студенты от образования в XXI веке, онлайн-образование, образовательные связи стран БРИКС с Африкой, пакт между обществом и высшим образованием в странах БРИКС и другие.