Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Завершился европейский этап программы интернационализации для представителей вузов – участников Проекта 5-100

25 октября 2016 года

15 октября завершился двухнедельный европейский семинар представителей вузов – участников Проекта 5-100 в рамках второго этапа программы «Интернационализация высшего образования в 21 веке», одной из основных целей которой является появление в вузах – участниках Проекта 5-100 критической массы профессиональных администраторов с общими профессиональными ценностями, мотивированных на карьерное развитие, нацеленных на поиск проактивных решений в области интернационализации, способных разработать и осуществить в университетах управленческие трансформации, необходимые для достижения целей Проекта.

В июне этого года был успешно реализован американский этап программы, в ходе которого российские специалисты побывали в Бостоне, где прошли двухнедельное обучение в Институте глобального лидерства (GLI) и Центре международного высшего образования Бостонского колледжа (CIHE), а также познакомились с опытом интернационализации коллег из Бостонского университета, Массачусетского технологического института (MIT), Колледжа имени Франклина Олина и Северо-Восточного университета.

На втором этапе программы, прошедшем 2-15 октября, представители вузов – участников Проекта 5-100 посетили ведущие в контексте интернационализации европейские вузы: Католический университет Святого Сердца и Миланский политехнический университет в Италии, Университет Гронингена в Нидерландах и Гёттингенский университет в Германии. «Европейский модуль идеально дополнил программу. Структура связанных понятий и моделей (теоретическая конструкция) наполнилась живыми примерами университетов, такими разными, с разными подходами, практиками, культурами и вызовами», – считает Елена Лиманова, заместитель декана экономического факультета по магистратуре НГУ. С этим согласен и Ренат Ялышев, руководитель Подготовительного отделения для иностранных учащихся «ЛЭТИ». По его словам, посещение данных университетов «позволило ознакомиться с теорией международной деятельности вузов и тут же наблюдать различные стратегии и методы воплощения теоретических разработок в жизнь университетов».

В Милане делегацию приветствовали Эдилио Маццолени (Edilio Mazzoleni), директор по международному образованию Католического университета Святого Сердца, и Фиона Хантер (Fiona Hunter), заместитель директора Центра по интернационализации высшего образования (CHEI) этого университета, после чего участники встретились с Хансом де Витом (Hans De Wit), директором Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (США) и руководителем образовательной части семинара «Интернационализация высшего образования в 21 веке», а также специалистами Центра по интернационализации высшего образования и сотрудниками университета, обсудив такие темы, как национальные и институциональные стратегии интернационализации, роль международных образовательных ассоциаций (на примере EAIE), институциональное сотрудничество с Россией и другие вопросы. «Наиболее актуальным оказалось рассмотрение таких вопросов, как глобальная конкуренция за привлечение талантливых студентов, ученых и преподавателей; появление зарубежных филиалов университетских кампусов; особенности привлечения агентов и их вознаграждения за поиск иностранных студентов», – рассказала Ольга Масленникова, директор Центра совместных международных образовательных программ Томского государственного университета (ТГУ).

Коллеги из Миланского политехнического университета поделились с российскими специалистами опытом внедрения стратегии интернационализации в своем вузе, рассказали об управлении и продвижении международного партнерства в рамках Erasmus+, об успехах программы двойных дипломов и некоторых других аспектах своей деятельности, направленной на интернационализацию. «Для меня, как для сотрудника международного блока, было чрезвычайно важно увидеть работу своих коллег из европейских университетов в действии, сравнить структуру и штатное расписание, понять алгоритмы взаимодействия с другими административными и учебными подразделениями», – сказала Виктория Власичева, заместитель директора Департамента внешних связей КФУ.

Представители вузов – участников Проекта 5-100 продолжили практику в Университете Гронингена в Нидерландах, где встретились с администрацией и профессорами, представившими кейс интернационализации своего университета. Обсуждались такие вопросы, как установление партнерских отношений в представляющих интерес регионах, особенности интернационализации на крупных и малых факультетах, языковая и культурная политика и другие. «Ряд подходов и наработок вполне можно использовать в наших вузах при разработке и внедрении собственных стратегий. Вузы, которые мы посетили, проявляют большой интерес к сотрудничеству с российскими вузами, что создает для нас новые возможности для развития научно-технической кооперации», – поделился впечатлениями от встречи Михаил Салаев, старший научный сотрудник Лаборатории каталитических исследований ТГУ.

Завершающая часть программы прошла в Гёттингенском университете: эксперты рассказали участникам российской делегации о специфике своей стратегии интернационализации университета, в том числе в сфере маркетинга, учебной программы, привлечения иностранных студентов. «Дарья Кулеметьева, выпускница НИУ ВШЭ, отвечающая за маркетинг в университете Гёттингена, рассказала о ключевых моментах в работе по продвижению магистерских программ за рубежом и о том, почему важно создавать у студентов приятное впечатление об институтской инфраструктуре», – отметила Надежда Шатрова, представляющая кафедру функциональных наносистем и высокотемпературных материалов НИТУ «МИСиС».

Детальное знакомство с европейским опытом интернационализации позволило участникам программы получить более глубокое представление о подходах к интернационализации высшего образования и получить опыт планирования и оценки стратегий интернационализации. «Опыт этих университетов показал, что интернационализация образовательных программ является одной из стратегических инициатив и областью существенных трансформаций современного университета с учетом интернационального, национального и регионального контекстов», – подчеркнула Ирина Суковатая, начальник отдела международных образовательных программ, заместитель директора Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ.

Помимо коллективных занятий, каждый участник семинара работал над проектом по развитию одного из аспектов международной деятельности своего университета. Защита проектов состоится в феврале 2017 года. «Мы познакомились с несколькими примерами интернационализации учебных планов и этот опыт будет очень полезен для работы над интернационализацией учебных планов в нашем университете», – сказала Вера Упирова, заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству СФУ.