Российское образование мирового класса!

Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

НОВОСТИ


Академическая мобильность и репутационные стратегии: первый день XVII семинара-конференции Проекта 5-100 в НГУ

20 сентября 2016 года

С 20 по 22 сентября Новосибирский государственный университет принимает участников ежеквартального семинара-конференции Проекта 5-100. В первый день мероприятия состоялись сессии, посвященные международным образовательным системам, академической мобильности, анализу результатов рейтинга QS и лучшим практикам НГУ.

Семинар открылся пленарной сессией, посвященной австралийской системе международного образования. Перед участниками семинара выступил Тед Бёрджел, второй секретарь посольства Австралии, рассказавший о том, как поддерживается австралийская инициатива академического превосходства, рассчитанная на 10 лет и призванная укрепить позиции Австралии как мирового лидера в сфере образования. Дуглас Хинчлифф, исполнительный директор и декан King’s Own Institute, подробно остановился на таком значимом факторе для развития всей системы образования, как академическая и студенческая мобильность. По мнению спикера, и академикам, и студентам необходимо получать опыт проживания и обучения за рубежом, поскольку такая практика предполагает личную и интеллектуальную зрелость, гибкость ума, устойчивость, навыки межкультурной коммуникации, способность адаптироваться к новым условиям и справляться с любыми трудностями. Господин Хинчлифф подчеркнул важность академической мобильности как инструмента развития общества в целом. Пленарную сессию продолжила Наталья Коновалова, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ Австралийской торговой и инвестиционной комиссии (Austrade) при Посольстве Австралии в Москве. Она рассказала о бренде Future Unlimited, под которым австралийское образование сейчас известно в мире, об истории его возникновения, опыте и специфике продвижения. Госпожа Коновалова выделила несколько основных параметров, которые делают австралийскую систему образования привлекательной для студентов во всем мире: это высокое качество образования, инновационность, гибкая система обучения, признание австралийских дипломов во всем мире, лояльность в визовых вопросах, благоприятная экономическая атмосфера в стране и безопасность. «Образование, с точки зрения экспортной индустрии, занимает в Австралии третье место после железной руды и угля. Но многим трудно представить, что сектор образования может приносить такое количество денег в бюджет страны. Это происходит за счет иностранных студентов, за счет коммерциализации исследований. И мы ориентированы на конечный результат – студент ориентирован на то, чтобы найти работу быстро по своей специальности», – сказала Наталья Коновалова. Следующим докладчиком выступил Мэтью Монкхаус, директор по глобальному взаимодействию и развитию бизнеса MacquarieUniversity, который представил кейс своего университета – международного образовательного центра, находящегося в сердце самого большого технопарка Австралии. Господин Монхаус поделился опытом международного сотрудничества и выразил надежду на установление партнерских отношений с российскими вузами, отметив работу Проекта 5-100 по улучшению позиций российских вузов в мировых рейтингах.

Вторая пленарная сессия была посвящена анализу результатов мирового рейтинга университетов QS, места российских университетов на глобальной арене и возможностей для роста. В качестве экспертов выступили Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. (Великобритания) и Дэвид Реджио, международный руководитель QS Consulting.

«В этом году, я полагаю, у российских университетов не только в рейтинге QS, но и в целом по миру есть, что показать, есть замечательные достижения, которые являются неопровержимыми доказательствами того, что Проект 5-100 приносит свои результаты. Главное понимать, что это марафон, а не спринтерские инициативы», – сказала Зоя Зайцева. Спикер подробно остановилась на сильных и требующих улучшения сторонах методологии составления рейтинга, отметила, что необходимо увеличивать количество российских работодателей, готовых участвовать в опросе для рейтинга, а также рассказала о договоренности о сотрудничестве по данному вопросу с российской Торгово-промышленной палатой. Госпожа Зайцева анонсировала проведение в следующем году конференции QS в России, которая будет организована, как и в прошлом году, совместно с Проектом 5-100. Выступление Дэвида Реджио было посвящено рассмотрению способов улучшения репутации вузов на мировой арене. По его словам, университеты должны соотносить свои изменения с геополитической ситуацией и становиться центрами притяжения для иностранных студентов и исследователей. Также господин Реджио отметил роль технопарков как платформы для международного сотрудничества.

На следующей пленарной сессии сотрудники НГУ познакомили участников семинара с лучшими практиками своего университета. Гостей приветствовали ректор НГУ Михаил Федорук и Михаил Антонов, директор проектного офиса Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО.

«Успехи НГУ в рейтингах, как и успехи других участников Проекта, стали возможны только благодаря нашему участию в Проекте 5-100, а также благодаря поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Проектного офиса Проекта 5-100, который регулярно проводит совещания, дает советы и подталкивает нас к выполнению показателей. Эта поддержка очень важна, и мы надеемся, что она будет продолжена в дальнейшем», – сказал ректор НГУ.

Об опыте подготовки высококвалифицированных научных кадров рассказал Дмитрий Чуркин, проректор НГУ по научно-исследовательской деятельности. Докладчик отметил, что на 6 000 студентов в НГУ приходится 2 000 преподавателей, из которых около 900 доцентов, около 600 докторов наук, 60 членов Академии наук, при этом большая часть преподавателей – активные ученые. Все это формирует уникальное качество образования, которым славится НГУ.  Елена Берус, координатор Программы поддержки обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, познакомила участников семинара с подходами в инклюзивном образовании, которые активно используются в НГУ. Владимир Резников, декан факультета естественных наук НГУ и содиректор Совместного китайско-российского института, рассказал о специфике работы института, созданного совместно с Хэйлунцзянским университетом.  Отличительной его особенностью является то, что студентам преподаются все основные общие предметы на русском языке. Дмитрий Субботин, директор международного образовательного центра для иностранных студентов института медицины и психологии НГУ, в своем докладе рассказал об англоязычной программе для иностранных студентов General Medicine, которая была создана за полтора года в рамках Проекта 5-100. Докладчик отметил, что одним из наиболее эффективных методов привлечения иностранных абитуриентов в программу является портал Studyinrussia. Завершило сессию выступление Ольги Ечевской, доцента кафедры общей социологии экономического факультета НГУ, рассказавшей об успешных практиках онлайн-образования, реализуемых в университете.

В первый день конференции были также проведены семинар о роли социальных сетей в коммуникации вузов и сессия, посвященная результатам апробации методик, необходимых для внедрения уникальной модели университета.